Шесть фильмов об одержимости, чьи создатели опирались на реальные случаи борьбы людей с демонами: они, уж поверьте, настолько жуткие, что ни один плохой сценарий не сможет их испортить.
Номер один не только в списке фильмов об экзорцизме, но и среди всех хорроров, основанных на невыдуманных происшествиях. В штате Мэриленд жертвой демона стал мальчик, пытавшийся вызвать дух погибшей тёти с помощью спиритической доски. Когда у ребёнка появились первые признаки одержимости, родители сначала обратились к врачам, однако те оказались бессильны, и тогда на помощь пришли священники. Экзорцисты из церкви рассказывали, что по комнате летали вещи, а сам паренёк говорил нечеловеческим голосом. Спустя несколько мучительных дней обряда потусторонние силы, по словам очевидцев, удалось изгнать — про случай писали даже в Washington Post, а Уильям Питер Блэтти, вдохновившись историей, выпустил свой бестселлер, по которому вскоре снял легендарный фильм Уильям Фридкин.
Картина с оскароносным Энтони Хопкинсом (он здесь играет священника-экзорциста, положившего всю жизнь на спасение людей от демонов) основана на книге журналиста Мэтта Баглио, который, в свою очередь, наблюдал за профессиональным путём отца Гэри Томаса. Тот, будучи сомневающимся молодым священником, был отправлен на учёбу к римскому экзорцисту и, вдохновившись отдачей наставника, со временем сам стал выдающимся борцом с демонами. Для автора этот опыт тоже оказался определяющим: Баглио считает, что встреча с паранормальным заставила его пересмотреть взгляд на веру и Бога. Фильм «Обряд», к слову, вплоть до последних тридцати минут и сам напоминает скептическое журналистское расследование. Экзорцизм здесь занимает не день и не два, а несколько месяцев, да и отец Лукас в исполнении Хопкинса постоянно разоблачает мифы об изгнании демонов, навеянные поп-культурой.
Это кино многим обязано реальной истории, произошедшей с немкой Аннелизой Михель. На девушку посыпался один недуг за другим: сначала ей диагностировали височную эпилепсию, затем положили в психиатрическую лечебницу, а вскоре она заявила, что одержима демоном. Её состояние ухудшалось, она рвала на себе одежду и называлась несколькими именами (в том числе Адольфом Гитлером), поэтому религиозная Аннелиза, выросшая чуть ли не в радикально христианской семье, вскоре сама настояла на обряде. Экзорцисты захаживали в её дом 67 раз в течение 10 месяцев, а 1 июля 1976 года девушку нашли мёртвой. Как выяснится, виноваты в этом были скорее не священники — больная в какой-то момент сама отказалась от еды и воды и, истощённая, с каждым днём добровольно приближалась к погибели. Разбирательства и последующий судебный процесс вскоре подняли проблему отношения к экзорцизму в правовом поле, а спустя много лет, в 2005 году, был снят фильм, где попытались (вполне, кстати, удачно) осмыслить происшествие.
Немецкая картина с Сандрой Хюллер тоже берёт за основу историю Аннелизы Михель и, честно говоря, рассказывает её куда приземлённее и реалистичнее, чем голливудская версия (казалось бы, и без того достаточно приземлённая и реалистичная). На смену американскому надрывному триллеру приходит европейская драма, а вместо судебного разбирательства, служащего лейтмотивом «Шести демонов», авторы предлагают куда внимательнее всмотреться в детали быта Аннелизы. Нельзя сказать, что этот взгляд на реальные события лучше — он просто другой, с другими целями и вопросами. И такая многоплановость происшествия в культуре, пожалуй, настоящая находка для любителей околомистических историй, произошедших в реальной жизни.
Впрочем, сюда подходит и любая другая часть культовой франшизы — просто триквел вышел совсем недавно, а жуткая история, на которой он основан, у нас не так уж и популярна. 1981 год, простой паренёк Арне Джонсон нанёс работодателю своей девушки пять ножевых (и смертельных) ранений, а когда у него спросили о мотивации поступка, то заявил: дескать, дьявол заставил его напасть на мужчину. Эд и Лоррейн Уоррены участвовали в последующем затяжном судебном процессе и пытались доказать судье, что убийство было совершено в бессознательном (читать — одержимом) состоянии, но их доводы оказались тщетны: Арне получил 10 лет. Вышел, правда, через 5 и вернулся к нормальной жизни. «Заклятие 3», что любопытно, полностью мимикрирует под историю: франшиза, раньше почти не выходившая за рамки домов с призраками, неожиданно двинулась куда-то в сторону судебной драмы и детектива. Неплохое, словом, концептуальное решение для экранизации запутанной истории Джонсона.
Отставной коп Ральф Сарчи резво переквалифицировался в демонолога, начал бороться с нечистью, а потом написал об этом книгу, по которой снял фильм Скотт Дерриксон. «Избави нас от лукавого», по словам самого автора-экзорциста, лишь частично основан на его труде — детали и ситуации похожие, а вот их порядок и самые важные подробности заметно отличаются. С другой стороны, это ясно и по фильму — размашистому, чуть ли не кинокомиксовому христианскому экшену, где изгнание демона увлекает ничем не хуже кинотеатральных погонь и перестрелок. Тем, кто оказался перед экраном в ожидании пресловутой документальности, лучше перестроиться на другой лад — из всех фильмов об экзорцизме, основанных на реальных историях, этот, пожалуй, вольнее прочих распоряжается хроникой.