В 1952 году Эд и Лоррейн Уоррены организовали Общество психических исследований Новой Англии, а также «Оккультный музей Уорренов», тем самым открыв глаза обществу на многочисленные паранормальные явление, соседствующие рядом с обыкновенными обывателями и порой досаждающие им своим нежелательным влиянием.
Официальная наука до сих пор спорит о правдивости случаев сверхъестественного буйства, зафиксированного Уорренами, включая знаменитое расследования в городе Амитивилль, однако никто не может поспорить с тем фактом, что бесстрашные супруги не раз сталкивались с тем, что невозможно объяснить традиционной терминологией. За годы, проведенные за исследованиями паранормальных активностей, Эд и Лоррейн высветили несколько десятков опасных дел в многочисленных биографических книгах, учебниках и передачах, инструктирующих аудиторию как необходимо действовать в той или иной ситуации. До недавнего времени деятельность семьи Уорренов была известна преимущественно на территории Соединенных Штатов, но выход фильма «Заклятия» режиссера Джеймса Вана проставил охотников за нечистью по всему миру. Король ужасов современности справедливо решил, что история Уорренов настолько богата всевозможными событиями, поражающими воображение здорового человека, что кинематографистам не стоит уходить в далекие вымышленные дали, а необходимо в точности экранизировать одно из расследований Эда и Лоррейн, аккуратно обрамив его под художественные особенности жанра хоррор. Полагаясь на классические приемы устрашения, заигравшие новыми, поразительными красками, уделив внимание раскрытию персонажей и глубокому драматическому исполнению, Джеймс Ван создал один из лучших, если не лучший, хоррор целого десятилетия, закономерно возглавивший кассовые сводки. Вопрос о постановке сиквела отпал сам собой, однако сам Ван в виду занятости сторонними проектами не смог приступить к съемкам столь быстро, как хотела студия. И все же менять режиссера, ставшего символом целого жанра, продюсеры не собирались. Выждав необходимую паузу, заставив поклонников томиться в ожиданиях и подогрев интерес к сиквелу до наивысших пределов, Джеймс Ван возвращается к ужасам в «Заклятии 2», подтверждая свою заслуженную репутацию выходом еще одного интригующего, напряженного, холодящего кровь фильма, способного на равных потягаться с оригиналом, а в некоторых смыслах даже превосходить его.
Итак, сюжет фильма разворачивается спустя несколько лет после того, как Эд (Патрик Уилсон) и Лоррейн (Вера Фармига) Уоррены разобрались с демоническим присутствием, бушующем в доме семьи Перрон. Обучающие лекции, интервью и плодотворные расследования создали Уорренам репутацию, которую было непросто сломить, как бы некоторые скептики не пытались. Супруги старались помогать всем, кто нуждался в их помощи, и никогда не бросали людей в беде, если точно знали, что в их силах предотвратить катастрофу потустороннего характера. Одно же из наиболее интригующих дел Уорренов пришлось аккурат на Рождество 1977 года, когда им пришлось отправится в далекую дождливую Англию, дабы расследовать кошмары дома Ходжсонов, впоследствии подарившие миру массу документальных материалов, подтверждающих существование потусторонних сил. История знакомит нас с матерью-одиночкой Пегги (Фрэнсис О`Коннор), воспитывающую четверку замечательных детей. Семейство вот уже не один год проживает в доме, в котором до недавних пор не происходило ничего необычного, но сверхъестественные силы имеют свойство приходить тогда, когда их совершенно не ждешь и отбиваться эхом от событий давно минувших дней… Легкий шум постепенно сменяется левитацией предметов, а та в свою очередь перерастает в неистовое буйство. С каждым последующим днем некий неизведанной гость становится все более настырным, давая при этом понять, что его интересует конкретная цель, от которой он ни за что не отступиться. И единственными людьми, способными совладать с ним являются Уоррены, готовые пожертвовать личным спокойствием ради безопасности чужих детей, коим также необходимо внимание и поддержка.
Отличительной чертой каждого фильма ужасов авторства Джеймса Вана является драматическая достоверность происходящего. «Заклятие 2» также не стало исключением из правил. Режиссер понимает, что на одних только пугающих моментах выстроить в действительности захватывающую историю не получится, и поэтому уделяет немало времени проработке характеров как ведущих персонажей, так и второстепенных. Не отказываясь от успешных наработок первого «Заклятия», Ван обаятельно дорабатывает их в сиквеле. Поклонникам расследований Уорренов будет интересно понаблюдать, как развиваются взаимоотношения между супругами, какие тайны они хранят в своих сердцах и что думают о деятельности, без которой не представляют себе жизни. Патрик Уилсон и Вера Фармига играют свои роли уверенно и знают, что нужно делать, дабы удовлетворить желания требовательного Вана, требующего от актеров полной самоотдачи. Благодаря этому за Уорренами хочется наблюдать без отрыва. Если они находятся в кадре, то забирают все наше внимание, но при этом позволяют зрителю следить за повествованием и ни на секунду не сбиваться с тропы расследования. «Заклятие 2», как и его предшественник, продолжает ставить во главе истории обыкновенных людей, показывая, что порой их деяния куда достойней, нежели описание похождений вымышленных героев с кривой ухмылкой и квадратным подбородком.
Не меньшее внимание нежели Уоррены получили и Ходжсоны, невинные жертвы озлобленного потустороннего гостя. Джеймс Ван делает все возможное, дабы мы отыскали с ними контакт и переживали за исход событий так, словно мы выступаем прямыми участниками Энфильдского инцидента. Особенное внимание заслуживают юные актеры, воплотившие детей Пегги Ходжсон. Мэдисон Вульф, Лорен Эспозито, Бенджамин Хайг и Патрик МакОули столь достоверно выглядели в кадре, что складывалось неподдельное ощущение того, что они по настоящему родня друг другу, а не случайно встретившиеся на съемочной площадке исполнители, разыгрывающие страшную историю, заставляющую холодеть кровь в жилах. Ребята играют органично, не перебарщивают с эмоциями и стараются выглядеть как самые обыкновенные дети несмотря на все те ужасы, что окружают их дом. Следуя заветам постановщика, они показывают зрителям, что любую неприятность можно и нужно преодолевать. И не важно что это — школьные обидчики, родительские дрязги или демоническое присутствие. Важно понимать, что поддержка близкого человека способна творить чудеса. Ну и чуток удачи тоже никогда не помешает.
Драматическая составляющая «Заклятия 2» не вызывает никаких сомнений. Это не просто еще один фильм ужасов, а глубокая, душевная история, затрагивающая сложные социальные темы, которые необходимо принять такими, какие они есть и после сделать соответствующие выводы. И все же говоря о фильме нельзя не упомянуть тот самый хоррор, коим так славится Джеймс Ван. Казалось, ну чем может удивить нас постановщик, неоднократно использовавший свой пугающий арсенал в предыдущих картинах. Однако спешу заверить, что градус высококачественного ужаса держится на наивысшей отметке от начала и до самого конца. Умело расслабляя аудиторию мило опущенными шутками, Ван прямо-таки окунает нас в холодный затопленный подвал кошмаров, заставляющих сердце учащенно биться, а глаза немигающим взглядом наблюдать за неумолимо приближающимся злом…
Джеймс Ван продолжает нас пугать. Вместе с тем он дарит нам надежду. Его картина неспособна пройти бесследно, ведь это жемчужина жанра, достойная восторженных аплодисментов благодарной аудитории!