2022-й ознаменовал собой новую волну популярности фильмов ужасов, в частности жанра слоубернер, без которого сейчас не обходится ни один кинофестиваль. Специально для всех любителей пощекотать нервы собрали десять главных хорроров уходящего года.
Параноидальный хоррор Хлои Окуно, премьера которого прошла на кинофестивале «Сандэнс», рассказывает историю молодой актрисы Джули (Майка Монро). Вместе со своим супругом главная героиня вынужденно переезжает в Румынию, где сталкивается с загадочным мужчиной, который преследует ее не только на улицах, но и в собственной квартире, разглядывая из окна напротив. В «Наблюдателе» Хлоя Окуно умело переплетает атмосферу ужаса, актуальную социальную повестку и размышления о базальных женских страхах, демонстрируя один из самых тревожных фильмов года.
Новый проект Скотта Дерриксона («Синистер») основан на одноименном рассказе Джо Хилла, старшего сына Стивена Кинга, который, так же как и отец, испытывает особую тягу к историям о детях, проблемных семьях и дуализме добра и зла. Действие фильма происходит в 70-х годах. Главный герой «Черного телефона» — мальчик по имени Финни, который оказывается в лапах хладнокровного маньяка-садиста (Итан Хоук). На помощь главному герою неожиданно приходят души ранее убитых детей, им удается связаться с ним с помощью старого телефона.
«Род мужской» — это коллаборация американского режиссера Алекса Гарленда и культовой студии А24. Для Гарленда фильм стал третьим режиссерским проектом в карьере и, вероятно, самым амбициозным. «Род мужской» — это радикальная история о перерождении абьюза в человеческом мире, которая отлично вписывается в современную фемповестку, а также позволяет увидеть связь между психологией бессознательного и религиозными мифами. Главная героиня фильма — молодая вдова по имени Харпер (Джесси Бакли), которая становится жертвой многочисленного сталкеринга со стороны одного и того же мужчины (Рори Киннер).
Еще один социальный хоррор, на этот раз посвященный сексуальной объективации женского тела. Здесь много сатиры, шокирующе прекрасного Себастьяна Стэна и старого доброго черного юмора. В кресле режиссера Мими Кейв, дебютантка, известная по клипам Danny Brown и Vance Joy. История разворачивается вокруг одиночки по имени Ноа (Дейзи Эдгар-Джонс), находящейся в поисках идеального бойфренда. Внезапно появившийся в ее жизни Стив (Себастьян Стэн) становится идеальным кандидатом на эту роль, однако не все так просто.
Новый ретро-хоррор видного представителя жанра слоубернер Тая Уэста, как и «Черный телефон» Скотта Дерриксона, является не столько фильмом ужасов, сколько любовной открыткой безбашенной эпохе 70-х, когда миром правила сексуальная революция, а ленты категории «Х» только набирали свою популярность. Главные герои — съемочная группа независимой студии — решают уединиться в старом амбаре, чтобы снять самое откровенное порно на свете. Как и во многих слэшерах прошлого века, дело заканчивается расчлененкой и неловкими эротическими сценами, в которых ужаса больше, чем секса.
Новая картина прославленного мастера боди-хоррора Дэвида Кроненберга уже успела наделать шума на минувшем Каннском кинофестивале. Сюжет «Преступлений будущего» разворачивается в мире будущего, в котором человечество подверглось синдрому ускоренной эволюции, однако далеко не все люди оказались готовы его принять. Главный герой картины — художник Сол (Вигго Мортенсен) — пытается превратить особенности собственного организма в концептуальное искусство, в этом ему помогает верная помощница в лице Каприс (Леа Сейду).
Вирус в «Грусти» делает из людей не просто плотоядных зомби, а похотливых маньяков, склонных к членовредительству и сексуальному насилию. Грязные ругательства, изощрённый садизм и фонтаны крови – основная начинка фильма. Ультранасилию авторы учились у мастеров радикального кино, об этом говорят как прямые отсылки, так и в целом расставленные акценты. Но стоит отметить, что этот кровавый пир лишён психологического напряжения, слишком уж карнавальным получилось действие. С гримасами и смакованием. То, что обычно относят к поджанру torture porn. «Грусть» является его современным образчиком, где зомби это средство, а не цель.
Идеальный вариант для тех, кто соскучился по фильмам о демонических детях. Лента, снятая и написанная норвежцем Эскиллом Фогтом, рассказывает о брате и сестре, наделенных сверхъестественными способностями. Увы, в отличие от Одиннадцать из «Очень странных дел», эти двое имеют довольно инвертированное представление о добре и зле в этом мире, что в итоге приводит к трагедии. Значительный плюс фильма — невероятно мрачная и холодная эстетика, которая придает повествованию некий скандинавский колорит.
Режиссерский дебют австрийско-македонского постановщика Горана Столевски уже успели сравнить с лучшими работами Терренса Малика и Джонатана Глейзера. Картина с Нуми Рапас в главной роли повествует о девушке, которая волею судьбы оказалась в плену у ведьмы. Проведя много лет в беспросветной пещере, главная героиня решает все-таки выйти наружу и познакомиться с человеческим миром по всей красе. Естественно, ничем хорошим это не заканчивается. Зато пейзажи красивые.
Финско-шведский боди-хоррор «Скрежет», как и многие другие ленты в этом топе, фокусируется на теме семейной психотравмы, в частности токсичных отношениях между матерью, которая во всем пытается быть идеальной, и дочерью, которая этому идеалу не соответствует. Тяжелые эмоциональные переживания девочки порождают злобного и довольно склизкого двойника, способного убить каждого, кто вызовет негодование хозяйки. «Скрежет» — фильм-контраст, в котором «инстаграмная» эстетика сменяется тошнотворной и местами психоделической реальностью, она вряд ли вызовет панику, но приступы отвращения — просто обязана.