Предлагаем вспомнить, чем запомнились десятые года 21-века в мире жанрового кино. Безусловно, помимо данного списка вышло еще масса увлекательных картин жанра хоррор, рейтинг сугубо субъективный, но мы постарались включить в него самые яркие и запоминающиеся фильмы ужасов последних лет.
«Тихое место» - чудесная жанровая лента, которая на фоне аналогичных фильмов последних лет смотрится не только выигрышно, а даже занимает первые позиции. Невероятный саспенс, приправленный отличной актерской игрой, делает свою работу, даря вам удовольствие и наслаждение от разворачивающихся событий.
«Оно» смело можно назвать одним из лучших фильмов ужасов десятилетия. Создателя фильма Энди проделали замечательную работу: «Оно» пугает и смешит, волнует и увлекает, сочетает тёплую ностальгическую атмосферу детства с ужасающими реалиями взросления. В фильме есть отличное музыкальное сопровождение, сочная «голливудская» картинка и, что главное, огромное сердце. И сердце это – его очаровательные дети с набором непередаваемых эмоций и непомерным талантом.
Без сомнения, один из самых страшных фильмов ужасов десятых. Не претендующий на оригинальность сюжета о призраке в старом доме здесь открывает новые стороны благодаря жуткой игре крошечного Ноя Уайзмана, который беспрестанно вопит, а также деликатным переходам между фантазией и реальностью: подчас совершенно невозможно понять, то ли жуткий Бабадук действительно навис над полусонной хозяйкой дома, то ли всё вокруг — лишь плод её воображения. Режиссёр — австралийка Дженнифер Кент, считающая себя ученицей Ларса фон Триера и, судя по искусной картинке, действительно кое-чему у него научившаяся.
Оглядываясь на первую половину прошедшего десятилятия, которая не слишком баловала качественными ужастиками, приходится констатировать: «Заклятие» – то самое зрелище, по которому истосковались поклонники лучших образцов историй о таинственных домашних гостях, из-за которых ночью потом страшно высунуть из-под одеяла даже кончик носа. Мало того фильм заложил целую киновселенную («Вселенная Заклятия»), которую сравнивают со вселенной «Марвел», а это что-то да значит.
Крайне удачный для жанра хоррор 2017 год стартовал с картины М. Найта Шьямалана «Сплит», жутковатой истории маньяка, в голове которого уживается множество личностей. Благодаря эмоциональной и яркой работе Джеймса МакЭвоя лента получилась не просто увлекательной, она заинтересовала даже тех, кто не особенно увлекается «ужастиками», – в результате 9-миллионный бюджет «Сплита» окупился в прокате тридцатикратно, о таком другие студии могут только мечтать в розовых снах. Больше того, финальная сцена фильма придает картине совершенно особенное измерение – Шьямалан соединил «Сплит» с «Неуязвимым», встреча героев двух картин случилась в 2019 году в сиквеле «Стекло».
Режиссерский дебют чернокожего комика Джордана Пила — самое яркое, что случилось в жанре сатирического хоррора со времен, пожалуй, «Хостела». Как минимум по резонансу: фильм пользовался невероятным, беспрецедентным успехом, особенно в США, где он собрал почти $200 млн (при бюджете в $4,5 млн) и исключительно восторженную прессу. В «Нью-Йоркере» Пила уже назвали «американским Бунюэлем»; слыханное ли дело.
Определенно, творческая пара режиссер - Джеймс Ван и сценарист Ли Уоннелл, это одни из самых талантливых хоррормейкеров в современном кино. Эти парни впервые громко заявили о себе в 2004 году, выпустив малобюджетный «маньячный» триллер «Пила», неожиданно ставший одним из самых кассовых хорроров в истории кино, и породивший многосерийную франшизу, которая «не выдохлась» и по сей день. До звания абсолютного шедевра «Астралу» не хватает акцентированного интеллектуального осмысления истории. Но Ван и Уоннелл не стали превращать «Астрал» в серьезное кино. Возможно, оно и к лучшему. Ведь, в конце концов, фильмы ужасов мы смотрим в первую очередь для того, чтобы пощекотать себе нервы. А «Астрал» с этой задачей справляется на пять баллов.
Ставший дебютом для режиссера Федерико Альвареса ремейк культового хоррора «Зловещие мертвецы» легко затмевает другие недавние перепевки жанровой классики вроде «Техасской резни бензопилой». Своих героев Альварес потрошит самозабвенно — с выдумкой, изяществом и практически без новомодных хихонек. Это настоящий аттракцион для ценителей ужасов – дикий и неконтролируемый. Здесь нет изобретательности фильма Сэма Рейми, зато полно необузданной, первобытной ярости, которая, оказывается, способна захватывать не меньше, чем тонкий постмодернистский стеб «Хижины в лесу».
Жанр хоррор-комедия звучит как оксюморон, но режиссеру культовых «Клерков» и «Догмы» Кевину Смиту удалось сотворить такой гибрид, который, правда, может и не всем придется по вкусу, однако заслуживает пристального внимания, хотя бы за смелость и оригинальность постановщика. Хотя бы даже потому что «Бивень» после просмотра не скоро сотрется из памяти, ему стоит дать шанс, не обращая внимания на длинноты и некоторую схематичность. И надо отдать должное Смиту за авторскую бескомпромиссность, а также порадоваться тому, что Голливуд способен все еще порождать столь рискованные и неординарные работы.
В общем и в целом «Человеческая многоножка 3» получилась гораздо удачнее чем первые две части. Не такая серьезная как первая, не такая мрачная как вторая, третья часть позволит зрителю расслабиться и вдоволь насмеяться. Безусловно, это кино на очень большого любителя, кому нравятся летящие по сторонам мозги и подливка из экскрементов, кто не брезгует чернухой.
«Хижина в лесу» — главный сюрприз последних десяти лет и вероятно, важнейший фильм ужасов за долгое время и первый значительный прорыв в этом жанре со времен японских «Звонков» и «Проклятий». То ли законодатель нового тренда, то ли феномен, которому суждено остаться в истории кинематографа особняком — как «Экзорцисту» или «Нечто». Так или иначе, рубеж, веха, этап.
«Ведьма» Роберта Эггерса получила мощный «промопинок» на самом старте – после первого показа ленты на фестивале независимого кино в Сандэнсе в начале 2015-го Интернет запестрел хвалебными отзывами, обещавшими совершенно уникальное зрелище. После этого были другие показы, и каждый из них добавлял в копилку «Ведьмы» еще несколько восторженных рецензий. До широкого зрителя фильм добрался только через год, и приятно, что «перегреть» ожидания не удалось – «Ведьма» действительно впечатляет.
Ари Астер – один из тех режиссеров, который полностью диктует жанр хоррора по своим правилам, он не использует практически никаких приемов, которые все привыкли видеть в мейнстримовых фильмах ужасов, он не пугает резкими моментами, здесь нет призраков или маньяков с бензопилами, но зато есть постоянное и абсолютное чувство тревоги, навязчивая идея, что обязательно что-то очень плохое должно произойти. Его «Солнцестояние» – это сюрреалистический кошмар, аналогов которому в современном массовом кино нет.
После дебюта в «Зловещих мертвецах» Федерико Альвареса снова взялся за хоррор жанр и не прогодал. «Не дыши» — один из самых сильных и достойных триллеров последних лет. Казалось бы, на первый взгляд, простейшая история о наивных грабителях, которые сами стали жертвами, имела малые шансы зацепить зрителя. Однако благодаря таланту режиссера и небанальному сюжету зрителя ожидает остросюжетное кино, которое будет держать его в напряжении до самого конца. Пусть фильм и не отличается оригинальностью, но это, определенно, один из лучших триллеров 2016 года.
«Никто не выжил» являет собой редкий пример удачного слэшера, в котором есть все нужные для этого компоненты, дополненные грамотной режиссурой и оригинальным героем-злодеем. Это не история о серых персонажах, брошенных на растерзание очередному сумасшедшему, как может показаться на первый взгляд. Яркие образы и увлекательный сценарий, вот что в первую очередь выделяют фильм из общего потока жанровых картин последних лет.
Потрясающий, не побоюсь этого слова, актуальный, фильм Мартина Кулховена «Преисподняя» это настоящее откровение не только о роли религии в том обществе, где ей дана полная и абсолютная власть. Этот фильм без иллюзий, романтизма демонстрирует, во что может превратиться человек, если не усмирять его природу законами, не просвещать его, и что может последовать за нежеланием бороться, а просто бежать от зла. «Преисподняя» – это воистину свежий взгляд на весьма субъективный и консервативный жанр вестерна, который выливается в сразу несколько жанров на экране. Очень мрачный, тяжелый, грузный и переполненный насилием фильм, но умудряющий держать в состоянии непрерывного напряжения на протяжении всего экранного действия.
Новая работа Фатиха Акина – вовсе не очередной фильм о психопате с тесаком, который забивал до смерти старух-проституток, отказывающихся с ним спать. «Золотая перчатка» – без преувеличения большое кино, работающее сразу на нескольких уровнях. Из омерзительного, тошнотворного, вызывающего рвотный рефлекс материала, он создает нечто многослойное и очень глубокое, шокирующее и живописное одновременно. Рядом с этим зрелищем «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера покажется вежливым философским трактатом, а «Техасская резня бензопилой» — диснейлендским аттракционом.
Мощный южнокорейский зомби-хоррор, который не предлагает ничего радикально нового, но комбинирует известные жанровые приемы и ходы в нечто по-настоящему уникальное. Это не только новаторское кино, ориентированное при этом на зрительскую аудиторию, но и умно выстроенная драма, понятная любому зрителю в любой стране мира. Язык страха, как и язык любви, универсален.
Иногда фильм, от которого ждешь посредственный или хотя бы неплохой сюжет, может выдать такое, от чего будет не просто отойти. «Логово монстра» именно тот самый фильм. Главного злодея сыграл Дэвид Теннант, который максимально хорошо вжился в роль слетевшего с катушек, но находчивого маньяка. Да и в целом весь каст отыграл отлично, эмоции переданы прекрасно и лавному герою действительно сопереживаешь и из-за этого почти весь фильм в напряжении. Удивительно, но в сюжете есть доля юмора, она хоть и мала, но порой очень неожиданно и очень хорошо встроена в сцену. В итоге имеем отличный триллер, который может многих зацепить.
Гильермо дель Торо создал щедрый на визуальные красоты готический кинороман, наследующий эстетику его картин «Лабиринт Фавна» и «Хребет дьявола». Перед нами не столько фильм, сколько ожившая книга – этакий объемный увесистый талмуд, в котором простенькая, по сути, сказка-страшилка рассказывается посредством иллюстраций совершенно неземной красоты. Возможно, «Багровому пику» не хватает безумия и горячего сердца, возможно, ему стоило быть менее продуманным и расчетливым, но устоять перед ним сложно, – в его темную, обманчиво-убаюкивающую пучину проваливаешься с головой, как несчастная Эдит, погрязшая в вечном чаепитии с инфернальной Люсиль Шарп.