Обычно под жанром хоррор мы подразумеваем в первую очередь зрелище, которое вращается вокруг незамысловатых героев и воздействует на зрителя, в основном, скримерами и бу-моментами, но среди фильмов ужасов есть и свои под жанры. Один из таких под жанров, которое можно назвать, артхаусным (авторским), может показаться весьма странным зрелищем, но странное — не значит плохое. Когда-то странным воспринималось многое из того, что сейчас стало классикой искусства. Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Сальвадор Дали и Пабло Пикассо шокировали, когда только появились и представили миру свое видение его. Такие люди есть и среди кинодеятелей. Их фильмы считаются более интеллектуальными. В них преобладает идея, акцент делается на мыслях, поступках, а не на зрелищности и спецэффектах. В общем, если вы устали от типичной резанины и паранормального кино, то предлагаем обратить внимание на подборку фильмов ужасов с нестандартным и авангардным для жанра подходом, который, порой, пугает больше чем самые известные приемы жанрового кино.
Датский режиссер с одним из самых узнаваемых почерков, Николас Виндинг Рефн, уже давно отрёкся от слова как одного из главенствующих типов киноязыка, избрав символизм основополагающим элементом повествования. «Неоновый демон» окончательно возвёл режиссера в титул любимца современной молодежи от мира артхауса. «Неоновый демон» — это самая настоящая сказка. Да, тут есть оральный секс с ножом, некрофилия, каннибализм, попытка лесбийского акта и намёки на педофилию, но ничто из этого не принижает всю сказочность происходящего. Но самое главное, что у всей этой сказки Рефна есть мораль. Не новая, но до сих пор актуальная, в своё время более грациозно высказанная Гёте – если радуга долго держится, на неё перестают смотреть.
«мама!» однозначно подойдет не всем, многих она уже откровенно вывела из себя. Но можно смело сказать, что это самый смелый и амбициозный фильм в карьере режиссёра, и уж точно самый противоречивый и при этом абсолютно гениальный проект 2017 года. мама! - это, своего рода, уникальная картина, так давно никто ничего не снимал, если вы истосковались по действительно мощному авторскому кино, способному дать новые ощущения и увлечь так, что от экрана невозможно оторваться – это ваш выбор.
По настоящему вязкое, подчеркнуто абстрактное действо картины почти мгновенно гипнотизирует, погружает в состояние, близкое к легкому трансу, и превращает просмотр «Убийство свещенного оленя» в подобие медитативной практики, некоего ритуала, завораживающего в первую очередь безукоризненной формой. Пусть в мозгу порой и вспыхивает тревожный сигнал — что за дьявольщина творится на экране? — оторваться от происходящего невозможно. При всей своей оригинальности «Убийство священного оленя» имеет фильм-побратим, которым является вышеупомянутая «мама!» Даррена Аронофски. Обе картины существенно расширяют рамки хорроров: первый подходит со стороны абсурда, а второй заручается экзистенциональными понятиями. Но если «мама!» ― это кувалда, смачно проехавшаяся по мозгам зрителя вместе с осознанием увиденного, то «Олень» ― это скальпель, хирургическими движениями надрезающий в уязвимых местах аудиторию, что вызывает самую резкую реакцию.
Безусловно, «Сырое», как и все фильмы представленные в данной статье, это кино не для всех. Это в известном смысле очень европейский фильм, которому порой хочется покозырять своим "вторым дном" и показаться "не таким как все". Однако ему хватает изобретательности, навыков постановщика и, в конце концов, черного юмора. Визуально эффектный, актерски почти безупречный и крайне заметный фильм, один из самых ярких жанровых представителей новой хоррор-волны. Хотя тут нужно оговориться, что для того, чтобы стать в своей области полноценным масс-хитом, как «Оно» или «Бабадук», «Сырое» – кино чересчур эстетское и по-европейски бизарное.
Это второй полнометражный фильм американки иранского происхождения Аны Лили Амирпур. Первый – «Девушка возвращается одна ночью домой» — был черно-белым иранским вампирским спагетти-вестерном (как называла его сама автор) и страшно критику возбудил своей самобытностью и одновременно кинематографической образованностью. А вот её вторая работа – «Плохая партия», вышла уже в цвете и с известными голливудскими актерами. И получилось не просто очередное авторское кино, а очень провокационное, смелое, необычное обращение к жанрам постапокалиптической фантастики, хоррора и даже мелодрамы. Охотно подкупая достойным актерским составом, отменной визуализацией картины и самой неожиданной ролью в карьере Джима Керри, которую сразу же хочется назвать лучшей за последние лет 10 в творчестве артиста.
Ларс фон Триер - это режиссер, идущий в авангарде авторского кино. На гербе его гордо красуется девиз: «Снимаю для себя!» Любимец критиков и интеллектуалов. Одним прикосновением волшебной палочки превращает мир вокруг себя в антиутопию. Каждое его кино наполнено символами. Иногда даже переполнено. Его один из самых запоминающихся и тяжелых картин «Антихрист» - кидает в лицо зрителю целые пласты грязной, тёмной, неприятной, но от этого не менее ценной информации. Фильм сложен для восприятия, вызывает шок и отвращение (как и многие работы Триера), но, тем не менее, притягивает к себе. «Антихрист» — поразительный пример того, какого реализма, какого эффекта «настоящести» может добиться художественный фильм, пренебрегающий всеми уловками модного псевдодокументального тренда.
Новинка от режиссера с яркой фамилией Триер, но не того самого, конечно, а простого Йоакима Триера, которого многие могут помнить по отличной картине «Реприза». На этот раз новый фильм режиссера погружается в мрачную атмосферу мистической драмы, в которой уже с первых минут зритель удивляется шокирующим сюжетным поворотом, словно через эмоциональный эффект мы растворяемся в таинственном мире гипнотического пространства. Многие, возможно, отвернутся от просмотра, так как здесь показана однополая любовь двух юных девушек, хотя, конечно, куда теперь без этого, особенно в европейском кинематографе. Но если вы пересилите себя, то получите массу эстетического удовольствия от богатой и насыщенной истории, которая полна глубоким драматизмом и ярким финалом. Сам по себе сюжет прост, хотя вся прелесть именно в его понятности и легкой доступности для зрителя. Вся красота скрывается в атмосфере происходящего, антураже, в завораживающей музыке и нагнетающих аспектах сюжетного повествования. Даже простейший на первый взгляд первый поцелуй главной героини режиссер превратил в настоящий визуальный взрыв, который хочется пересматривать несколько раз. В общем, если вы любите качественное кино с намеками на гениальность, то милости просим к экранам.
«Ведьму» с полной уверенностью можно отнести к тому типу хорроров, которые не ставят целью напугать зрителя, а рассказывают некую универсальную историю языком символов. При этом такие ленты, как правило, держат в напряжении за счёт качественной операторской работы и выдержанной режиссуры. «Ведьма» практически не содержит броских «бу»-эффектов и развивается довольно неторопливо, что может отпугнуть и разочаровать тех, кто привык к более динамичному, клиповому действию. Однако фильм определенно зацепит тех, кто в хоррорах ценит атмосферу и убедительность – тут «Ведьме» нет равных, это как экскурсия по страшным сказкам Гофмана и братьев Гримм. И самое жуткое, что, окунувшись в этот мир, перестаешь видеть на экране «просто сказку» – настолько здесь все живое, настоящее и убедительное. И начинаешь чуть лучше понимать инквизицию, которая в свое время жгла всех подряд. А ну и правда, от греха подальше.
Режиссерский тандем в лице Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда в «Весне» рассказал любовную историю между человеком и другим человеком, имеющем «привычку» превращаться в монстра, значительно расширив эту тему и придав ей довольно необычный оттенок. И получилось весьма удивительное кино со всех точек зрения. Оно абсолютно не похож на все творения американских режиссеров в жанре мистики и ужасов. Совершенно и бесповоротно полностью европейское кино. Балансируя философию и мелодраму режиссеры «Весны» сумели выделиться своим творческим подходом, хоть фильм все же остается в категории арт-хауса, его техническая составляющая и актерская игра говорят о высоком качестве.
Вампиры стали неотъемлемой частью мира кино и его зрителей. Они, как зомби или какие-нибудь призраки, стали популярными и фильмы ужасов с участием тех или иных чудовищ ценят до сих пор. Сколько же было и есть «вампирских» фильмов и даже дошло до того, что появился настоящий беспредел, название которого «Сумерки»… Однако, на своем пути, можно встретить и странные фильмы, к таковым и относится фильм начинающего сценариста и хорошего друга Элая Рота («Лихорадка», «Хостел») Гильермо Амоедо, под названием «Незнакомец». Фильм получился странным, но интересным, со своей идеей и стилем, непохожим на другие фильмы этого жанра. «Незнакомец», пусть и не столь выдающийся, как приведенные выше примеры, но в крайней степени интересное и ломающее устои вампирской темы зрелище!