Кажется, это рекорд: сообщать название на 21-й минуте фильма, заодно
меняя манеру повествования. Бывает, говорят его и в самом конце, но чтоб
почти в середине… впрочем, это не важно. Сильно изменившись, «REC 3»
Пако Пласа перестал быть «REC»-ом, но остался вполне смотрибельной и
кровавой испанской киношкой про зомби, то есть зараженных, то есть
одержимых. Как и было обещано, авторы отказались от нарратива предыдущих
частей, хотя проявляется это далеко не сразу: начинаясь как набившее
оскомину «found-and-edited footage», фильм таки выруливает на
стандартные рельсы. Сложно сказать, стал ли он от этого хуже. Если
сравнивать с предыдущими частями, то триквел слабее, но дело здесь не в
способе подачи материала.
Возможно, идея «разделить» сериал была не такой уж удачной.
«REC3», разумеется, не первый зомби-муви об «аутбрейке» на свадьбе. Но у
испанцев получилось веселее, чем, например, у турков, что ни разу не
удивительно. Самый заметный недостаток фильма в том, что он почти ничего
не добавляет ни к мифологии, ни к сюжету сериала. Если его не впишут в
сюжет четвертой части (а ведь не впишут), этот законченный эпизод
останется висящим в воздухе параллельным событием; не сиквел и не
приквел, скорее, «вбоквел». Он просто не нужен сериалу. Разве что
моменты с зеркалами можно принять за нововведение. Что не радует. Тем не
менее, примитивная история рассказана неплохо. А это важно.
В третьей части нет ни объяснений, ни загадок, ни правительственных
агентов, пытающихся «установить причины», только бешеные живогрызы и
кучка выживших с камерой в «зараженном» периметре. И еще –
внезапно – любовь. И какая, блин, любовь… Мистическое объяснение
происходящему, появившееся во второй части, никуда не делось, и с
монстрами по-прежнему воюют Святым Писанием. Новой информации не
заготовили, диавольская девочка особо не отсвечивает, незримо
бродя по сюжету, терроризмом не пахнет, и единственный объект для
обвинений – собачка (из первой части?), покусавшая одного из явившихся
на свадьбу граждан. В этом плане фильм очевидно слабее первых двух,
предлагавших что-то новое. Сюжет не обошелся без расхожих банальностей
типа неработающего мобильника или парочки, пропустившей всю резню за
сексом, да и внезапно набегающие на свадьбу «зараженные» удивляют. И все
это заметно, очень заметно.
Зато «REC3» берет свое исполнением. Ничего лишнего. Когда надо –
лаконично и кратко, когда необходимо – пространно и детально. Вводная
часть, в которой ничего не происходит, ужата до 20 минут, даже меньше, и
выполнена не скучно. Зомби-экшен, кровь и т.д. сделаны на уровне, хотя
ничего особенного здесь нет, сейчас так все могут. Есть пара откровенно
слабых моментов (укус в начале и эпизод с распиливанием головы удачными
не назовешь), но основная замануха фильма – невеста с бензопилой –
оформлена на пять. На Летисию Долеру приятно посмотреть и без
сельхозорудий, но здесь еще и сам персонаж яркий и симпатичный. Жених
тоже вполне хорош, и герои второго плана не отстают: неплохо удались
свадебный оператор (из «Filmax», хехе), со своим «синема верите», и
«Губка Джон». Все эти комедийные моменты, на которые можно списать
большую часть замеченных штампов, стали неожиданностью; попытка впихнуть
в фильм черный юмор воспринимается неоднозначно, как мистика в «REC2»
или сюжетные вихляния в «Chromescull». Но сами шутки вполне приличны
(обоснованы и вписаны в историю), и отрицательных эмоций прогулки героев
в рыцарских доспехах не вызывают. Хорошо выглядит и финальное
«выстрелившее ружье».
Все это можно сказать, желая «REC3» похвалить. Но пока он собирает
средние, отрицательные и совсем отрицательные отзывы публики, и виновата
в этом не только слабость сюжета, но и непохожесть фильма на
предшественников. И хотя не согласиться с критиками нельзя, и обругать
фильм несложно, все не так паршиво. Вероятность того, что «Genesis»
разочарует, очень велика. Но познакомиться с ним все же стоит, поскольку
будь он самостоятельным фильмом, ругани было бы на порядок меньше. Как
«REC» это, скорее всего, провал, но само по себе — вполне неплохо.
Субъективно, первые впечатления от «Genesis» можно описать как «все еще
терпимо, а иногда даже отлично». Но из-за того, что развития общей
истории здесь нет, идей нет, как нет и чего-то нового для жанра, «REC3»
оказался «ненужным» сиквелом, неоригинальным фильмом, сшитым из давно
знакомых кусков, явно менее интересным, чем сериал того заслуживает. И
это серьезный, хорошо заметный недостаток, для многих зрителей —
фатальный. Изменение метода рассказа тоже бросается в глаза.
Но сшит-то
он неплохо. Все остальное в нем выполнено грамотно и даже иногда со
вкусом, а за романтические моменты сюжета (тоже банальные, но
оформленные круче, чем в классическом «RotLD 3» или «Wasting Away»)
стоит поаплодировать. Получилась приличная мясорубка с юмором и «вечной
любовью» в качестве довеска. Но и не более того. История недоженившихся
героев оказалась, с одной стороны, слишком очередным банальным зомби-муви, с другой – очередным вполне приличным зомби-муви, если сравнивать с общей картиной. Какая из составляющих весомее, решать зрителю придется самостоятельно.
Теперь для сериала главное, чтобы «Апокалипсис» все-таки сдвинул «REC» с
мертвой точки и дотащил его не до ближайшей канавы забвения.