«Одержимая» / «The Devil Inside» Режиссер: Уильям Брент Белл В ролях: Фернанда Андраде, Саймон Куотерман, Ивэн Хельмут, Йонут Грама, Сюзен Краули, Бонни Морган США, 2012
Ругать современный фильм про экзорцизм за то, что там ничего нет, кроме
экзорцизма, может, и не стоит. Но «Devil Inside» ругать надо, потому что
и с экзорцизмом здесь проблемы. Вернее, с его количеством. Не факт, что
фильм заслуживает своих ультрапозорных рейтингов (пара приличных
моментов здесь есть, и, если не злобствовать, на тройку с минусом, в
рамках ff-жанра, их хватило бы). Но сделать верный вывод они помогают:
просмотра творение Белла вряд ли стоит. По крайней мере, целиком. По
крайней мере, с целью посмотреть хороший фильм.
Очередной нестрашный хоррор на тему, снятый в доставшем уже
модном ключе, поначалу прикидывается «документалкой», но оказывается
обычным found footage. Начинается он более-менее интересно (хотя и
заставляет тут же вспомнить "Repossessed",
хехе); в один прекрасный день 1989 года некая женщина убила в своем
доме трех людей: двух священников и монашку. После истерик в СМИ даму
посадили в больницу для сумасшедших преступников, а позже, под шумок,
перевезли в специальное заведение в Италии. ГГ — дочь этой женщины —
только спустя двадцать лет (!) узнает от отца, что мать обезумела не
просто так, а во время проводимого над ней экзорцизма. Вспомнив
несколько странностей в ее поведении, постепенное ухудшение состояния и
череду диагнозов, она решает съездить в Италию, повидаться и разобраться
в ситуации. И заодно снять документалку о своих похождениях, а чо. Ну, а
в Италии ее ждут встреча с экзорцистами-отщепенцами, определяющими
одержимость по состоянию зрачков, визит в школу экзорцистов (самый
смешной момент фильма), участие в настоящем ритуале и «множество
захватывающих приключений», связанных с новой попыткой изгнания нечисти
из матери. И внезапный — не неожиданный, а именно внезапный — финал.
Сделан «DI», для своей дешевой стилистики, не так плохо. По крайней
мере, несмотря на странности и дырки, удалось создать впечатление
реальности происходящего. После обязательного спокойного вступления
авторы выдают две сцены экзорцизма, выполненные без беготни по потолку,
но производящие приличное впечатление. Грязная кровать, забавный грим,
вопли и вывернутые конечности одержимых. Без откровений, но выглядит
неплохо, на фоне блужданий по подвалам, в которые упираются большинство
ff.
Зато ближе к концу все разваливается на части (и после титров очень
хочется услышать ответ на вопрос, который в начале задают героине:
«зачем ты снимаешь этот фильм?»). Штампы одолевают, персонажи
разговаривают с камерой, бегают с воплями по темным лестницам… на нервы
действует, в плохом смысле, но даже это не главная проблема. Фильм,
который уже почти заинтересовал сюжетом, необратимо портит внезапный
финал, доказывающий родство «Devil Inside» с совсем уж дешевыми ff.
Реальные события или не реальные, а такое окончание лепить определенно
не стоило. Проблема многих псевдо-документальных фильмов в том, что
обещают что-то страшное и интересное, но обманывают, все остается за
кадром. Вот и здесь накололи, только еще радикальнее; вместо ожидаемой
эпической битвы с сотоной — внезапный обрыв, за который всех
ответственных творческих работников стоило бы утопить в том самом
гороховом супе. Не зря тетка с плаката сует себе два пальца в рот.
С другой стороны, есть противоположное мнение: этот оборванный
(отсутствующий) финал — единственное, что потом можно будет вспомнить из
«DI», который в остальном представляет собой невероятно унылое зрелище.
Интересная мысль, не лишенная логики.
В конце концов, закончи авторы фильм еще одним сеансом, была бы
«Одержимая» обычным ff-хоррором, коих развелось как грязи, банальным, но
не провальным. Первые минут 50-60 его даже интересно смотреть. Но
завершение истории, если его можно так назвать, убивает все надежды и
положительные эмоции; сюжет, который мог бы вырасти во что-то
развлекательное, обрывается на полуслове, захватывающего финала не
предусмотрено, «воды» оказывается слишком много, и сцены экзорцизма
занимают лишь небольшую часть 80-минутного фильма. «Сотонавнутри»
проигрывает всем недавним инсталляциям на тему, даже самым спорным.
Получается очередной кусок пустоты, не оставляющий от себя никаких
эмоций, кроме обиды: «опять обманули».