Вот и миновал 2016 год и можно смело подвести итоги. Хоть прошедший год был не особо щедр на громкие хоррор премьеры, всё же он подарил нам несколько весьма увлекательных представителей жанра, что несказанно порадовало любителей пощекотать себе нервы, соскучившихся по хорошим ужастикам, способным произвести эффект ускоренного сердцебиения, бессонницы и максимального восприятия любых посторонних звуков. «Очень страшный портал» по традиции предлагает свою версию десяти главных фильмов ужасов минувшего года.
После картины 2015 года «Убрать из друзей» тема нечистой силы в информационной эпохе, казалось бы, исчерпана, но «Запрос в друзья» продолжает тему online-хоррора, заданной много лет назад, наверное, ещё в «Страх.сом». Сюжет фильма строится на актуальных сегодня темах интернет-зависимости и одиночества в университетской среде. Можно громко рассуждать о вторичности и одноразовости «Запроса в друзья». Но наивно ждать от фильма такой категории суперпрорыва и оригинальности сюжета. «Запрос в друзья» — это очевидная крепкая работа. Работа профессионала, знающего с чем он имеет дело, сознательно допускающего киноляпы и цитаты из классических хорроров. Тематика самого сюжета становится мэйнстримовой. За кровью, криками и смертями не просматривается большой человеческой драмы. А значит, все в порядке на фабрике развлечений. В меру испугались, в меру развлеклись. Вполне заслуженное десятое место в нашем топе.
9. Другой мир: Войны крови
Новый фильм, уже знакомой всем серии «Другой мир», получился вроде бы и не сильно разочаровывающим, но и какого-то прорыва опять же не случилось. Хотя кино получилось атмосферным, мрачным, кровавым, чем и выделяется франчайз «Другой мир» на фоне других современных фильмов про вампиров. Если вы являетесь фанатом серии или же просто любителем качественного экшен посмотреть картину определенно стоит. Девятое место и лишний повод полюбоваться на стройные женские прелести Кейт Бекинсейл в туго обтянутой блестящей черной кожей.
Данная картина является «кровным родственником» триллера «Монстро» (2008), имеющего в оригинале название «Кловерфилд». И родственник получился весьма привлекательным. Джей Джей Абрамс снова подтвердил звание самого главного интригана в Голливуде. В тайне от всех он потихоньку создал небольшую фантастическую вселенную, насчитывающую на данный момент два фильма и имеющую хороший потенциал на продолжение. И главным достоинством этой вселенной является оригинальность подачи истории: сначала первый в своем роде «любительский» блокбастер, снятый на ручную камеру, а теперь замкнутый клаустрофобический хоррор-триллер. Если оригинальность и разнообразие и дальше будут лозунгами этой вселенной, то её ждет очень благополучное будущее.
«Кладбище домашних животных» – одна из самых жутких книг Стивена Кинга, повезло ей и с киноверсией авторства Мэри Ламберт. Тем не менее проект повторной экранизации романа вот уже несколько лет буксует (о нем заговорили еще в 2011-м, а в 2013-м привлекли в него постановщиком Хуана Карлоса Фреснадильо, создавшего «28 недель спустя», но воз и ныне там), так что скрасить долгое ожидание вполне можно мистическим хоррором «По ту сторону двери», который берет кинговские идеи, но пересобирает их из страшной притчи о зомби в страшную притчу о призраках. Картина определнно достойная внимания. Она берет за горло не страшными моментами в плане ужасов, а жуткими драматичными событиями из жизни семьи. И ведь это здорово, потому что бояться надо не мертвых, а людей. Бояться надо того, что реально существует.
«Неоновый демон» — это не просто безумно красивая и жуткая психоделическая сказка, но и насмешливая провокация. Это искусство в чистом виде. Фильм дико атмосферный, безумно стильный, слепяще яркий, очень сочный и до жути жестокий. Данное кинополотно можно разобрать на кадры и получится прекраснейшая фотовыставка, посвященная современному искусству. Но все же стопроцентным хоррором его назвать сложно, фильм определенно не для массового зрителя, поэтому только шестое меcто в нашем топе.
И какой же топ ужастиков без одного из знакого поджанра зомби-муви. В этом году место под солнцем в данном направлении занял «Поезд в Пусан» — дебют корейского аниматора и режиссера Ён Сан-хо в полнометражном кино, являющийся продолжением его же мультфильма «Станция Сеул». Это действительно сильная картина, которая заслуженно получила приз за лучшую режиссуру на кинофестивале в Ситжесе и которая не столько пугает зрителя, сколько проникается чем-то человеческим и высоким. «Поезд в Пусан» можно смело ставить в ровень с такими зомби-хоррорами, как «28 дней спустя» и «Рассвет мертвецов».
«И гаснет свет...» — дебют в большом голливудском кино шведского режиссера Дэвида Ф. Сандберга. Основой картины послужила его же короткометражка «Lights Out», где Сандберг придумал оригинальную подачу некоего зловещего существа, существующего только в темноте: включаешь свет — его нет, выключаешь — оно здесь, смотрит на тебя и с каждым щелчком выключателя оказывается всё ближе. Фильм не только пугает, но и заставляет поломать голову. Создатели неплохо потрудились, воссоздавая атмосферу нарастающего кошмара и постарались не остужать пыл до самого конца. В целом дебют Дэвида Сандберга, уложившегося в пятимиллионный бюджет, вполне удачно вписывается в хиты 2016 года по своей категории. Поэтому четвертое место, нашего субъективного топа, вполне заслуженно.
«Не дыши» – вторая полнометражная работа Альвареса в Голливуде, после «Зловещих мертвецов: Черная книга». И возможно, «Не дыши» не станет большим событием в жанре и не останется в истории, но погружение в атмосферу фильма получается настолько полным, что в некоторых эпизодах поневоле задерживаешь дыхание, как того и требует название, и это, пожалуй, является лучшей похвалой фильму. Интригующее, жесткое, волнующее кино с непредсказуемым финалом, где для каждого найдется своя пища для размышлений.
Серебро, в нашем топе, мы отдали кровавому трэшу Роба Зомби - «31: Праздник смерти», не спроста. Возможно, рекомендовать фильм даже самым преданным поклонникам хорроров мы не рискнем – слишком уж специфическое творчество у Роба Зомби. Но если имя этого кинодеятеля вам что-то говорит, то смело окунайтесь в худший Хэллоуин в своей жизни. Считайте, что это квинтэссенция творчества постановщика, его вам подарок. Грязный, дурно пахнущий и несколько корявый, но сделанный своими руками и со всей душой.
Фильмы про дома с привидениями уже не те? Вполне вероятно — до тех пор, пока не появляется очередной убойный триллер, который щекочет вам нервы. «Заклятие» отлично справилось с этой задачей в 2013 году, а теперь «Заклятие 2» возвращает интерес к жанру снова. Очень достойный как набор отдельных хоррор-сцен, но не особенно цельный сиквел. Хотя в любом случае «Заклятие 2» на голову выше многого из того, что было снято в страшном жанре в последние пару лет. Определенно первое место, в топе лучших фильмов ужасов 2016 года, по нашему скромному мнению.