Режиссеры хорроров любят страшные сны: это и хорошая возможность показать психологическое состояние героя, и отличный способ нагнать дополнительной жути, и просто удобный трюк – ты вроде бы убил персонажа, а он снова как новенький! Мы вспомнили десяток страшных снов из фильмов ужасов, которые заставляют ежиться если не от страха, то от отвращения как минимум.
Безусловно, процесс превращения главного героя «Мухи» в насекомое – малоприятное зрелище. Но в знаменитом фильме Дэвида Кроненерга есть и более сильные моменты, например, сон его беременной подруги Вероники, в котором девушка с криками рожает гигантского опарыша.
Помимо прочего, эта сцена привлекает ценителей хоррора еще и тем, что «мушиным акушером» в ней выступил сам режиссер, спрятавшийся за медицинской маской.
Знаменитый утопленник Джейсон Вурхиз, конечно, не стал бы поп-культурным феноменом, если бы в финале «Пятницы, 13-е» девушке, выжившей после резни, не привиделся кошмарный сон. Оригинальная лента задумывались как «психологический» хоррор, и сверхъестественному в ней места не было, поэтому попугать зрителей ожившим мертвецом возможно было только в формате галлюцинации.
Глюк удался на славу: после того как Элис приснилось, что полуразложившийся Джейсон выпрыгивает из озера и утаскивает ее на дно, бедняжка слегка тронулась умом. Что до Вурхиза, засветившегося в кадре всего на несколько секунд, то он очень понравился зрителям и из второстепенного персонажа быстро стал главным злодеем франшизы. Кто бы мог подумать, что простенький скример, снятый со второй попытки, родит персонажа почти такого же знаменитого, как Супермен! Почему, кстати, попыток было две?
Просто в первый раз актриса Эдриан Кинг при виде полусгнившего мальчика, лезущего к ней в лодку, от испуга испортила дубль: вместо того чтобы утонуть в смертельных объятиях Джейсона, актриса с визгом прыгнула в воду и поплыла к берегу…
Терминатор 2: Судный день (1991)
«Терминатор 2» вам не кажется страшным? Да вы просто забыли сон Сары Коннор! Заснув, девушка видит сцену из параллельной реальности, в которой ее жизнь сложилась иначе.
Глядя на саму себя, играющую с сыном на детской площадке и не подозревающую, что Америка вот-вот сгорит в огне ядерного пожара, Сара мучится от невозможности предотвратить катастрофу – и превращается в живой факел, после чего накатившая взрывная волна одним махом срывает с ее костей всю плоть.
Вас не ужаснули дети, мгновенно обращающиеся в пепел? Да вы просто черствый человек.
После возвращения с войны Джейкоба мучат кошмары, от которых даже у зрителя волосы дыбом: потолок трескается, в проломы лезет какая-то мерзкая тварь, по стенам струится кровь, заливая единственную лампочку на шнурке и брызжа на перекошенное ужасом лицо главного героя… Да на земле ли Джейкоб вообще или, может быть, уже давно в аду? Режиссер Эдриан Лайн от ответов уклоняется. Любопытно, что пространная (и довольно дорогостоящая) кошмарная сцена была вырезана из театрального релиза и в течение восьми лет была доступна только в виде опубликованного сценария, пока ситуацию не выправил выпуск специального DVD-издания в 1998-м.
Многие фанаты теперь сходятся в том, что это сильнейший эпизод картины.
В отличие от гоголевского первоисточника, «Вий» Олега Степченко – никакой не мистический хоррор, поскольку «потусторонняя» сцена в нем всего одна, да и та замаскирована под пьяную галлюцинацию главного героя. Но это весьма занятная сцена.
Картограф Джонатан Грин напивается с казаками буквально до чертей: его собутыльники превращаются в мохнатых чудовищ, вареники мутируют и начинают летать, а затем из тьмы является и похожий на моль Вий с фасеточными глазами… Может, в реальности бывают сны и пострашнее, но для российского кино даже такая пьяная чертовщина – целое достижение.
Помните, как Рипли в «Чужих», проспав 57 лет в анабиозе, безуспешно пытается доказать своему начальству, что подверглась нападению космического ящера – а когда ей не верят, просто начинает «рожать» ксеноморфа?
Конечно, почти сразу нам дают понять, что это просто режиссерский трюк – кошмар главной героини, выданный за часть сюжета (хотя, если уж на то пошло, это вполне нормальная реакция подсознания девушки на пережитые в первой части ужасные события). Но от того, что мы узнали секрет, стала ли сцена менее страшной? Даже сегодня, 30 лет спустя, она заставляет зрителя покрываться гусиной кожей.
Укушенный оборотнем Дэвид сам потихоньку превращается в вервольфа, и эта неприятная трансформация накладывает отпечаток на его ночные видения. В частности, Дэвиду снится, как в его американский дом вламываются омерзительные клыкастые мутанты с желтыми глазами (невесть как попавшие из Европы в США), одетые в нацистскую униформу, и методично убивают всю семью. Может, это и не самая кровавая сцена «Американского оборотня в Лондоне», но одна из самых эффектных уж точно.
«Связанные насмерть» – еще один фильм от создателя «Мухи» Дэвида Кроненберга. Будучи известным любителем боди-хорроров, он даже в психологическом триллере не отклоняется от любимой темы мутаций, с той только разницей, что теперь уродства «упакованы» в фантазии главных героев, злоупотребляющих наркотиками.
В частности, гинекологу по имени Беверли, который делит любимую женщину с родным братом-близнецом, снится, что он сросся с Эллиотом на уровне живота.
Их совместную пассию Клэр такое «сиамское сращение» не устраивает, и она пытается перегрызть соединяющую братьев пуповину… Омерзительный сон является правильным сигналом для зрителей: ничем хорошим приключения подсевшей на медикаменты «шведской семьи» не заканчиваются.
Мир погружен в хаос, по земле шагают мертвые, выжившие же прячутся в бункере и продолжают надеяться, что все еще наладится. Маститый ученый Мэттью Логан, называемый всеми «доктором Франкенштейном», проводит эксперименты, используя зомби в качестве подопытных кроликов. Антропологу Саре это действует на нервы: насмотревшись на художества Логана, она вскоре видит кошмар с участием своего бойфренда: тот тянется к девушке с медицинской кушетки, но, к великому ужасу последней, живот его оказывается распорот, и кровавые внутренности вываливаются на пол…
Сцена с кишками – в общем-то, не нужная по сюжету – так возмутила инвесторов, что кинокомпания сильно урезала бюджет «Дня мертвецов» (в надежде, что режиссер Джордж Ромеро сам вычеркнет из сценария все лишнее). Но постановщик проявил упрямство и даже с теми деньгами, которые ему дали, умудрился снять все, что хотел. Знаменитый специалист по спецэффектам Том Савини (кстати, делавший грим и для Джейсона в «Пятнице, 13-е») не подкачал – недостатки финансирования не помешали ему создать одну из самых кровавых сцен зомби-ленты.
Сколько фильмов не назови, но фанчайз «Кошмар на улице Вязов» останется на верхушке топа – просто потому, что в мире больше нет хоррор-франшиз, целиком посвященных ночным кошмарам. Убийца детей Фредди Крюгер, сожженный отчаявшимися горожанами, находит способ вернуться с того света и отомстить: он приходит к детям своих «обидчиков» во сне и запугивает их до смерти.
Семь фильмов, сериал и ремейк – это такое количество смертей во сне, что «вязовским» кошмарам можно было бы посвятить отдельный топ. Но лично нас особенно впечатлил «кафкианский» сон Дебби из четвертой части (Крюгер уродует девушку, превращает ее в таракана и раздавливает, засунув в коробочку).