Хироумные устройства пыток и убийств – безусловный отличительный знак серии фильмов «Пила», а их разнообразие – та причина, по которой зрители ожидают новых картин про Конструктора и его жертв с таким нетерпением. С выхода в прокат седьмой ленты прошло достаточно времени, чтобы, с одной стороны, соскучиться по атмосфере неподдельного ужаса, а с другой – позабыть, что такое настоящая экранная жестокость, выделяющая «Пилы» из ряда остальных хорроров.
Если времени на повторный просмотр предыдущих серий у вас нет, то достаточно освежить в памяти наиболее красочные смерти и самые изобретательные ловушки из предыдущих серий, и можно вновь вступать в Игру. Зрелище это не для слабонервных, но слабакам и не может быть места в лабиринтах Конструктора.
Аманда Янг лишь в продолжениях стала помощницей и наследницей Конструктора, в первом фильме ей предстояло доказать свою состоятельность, проявить хладнокровие и известную долю жестокости, чтобы выбраться из ловушки, расставленной любителем смертельных игр. На долю бывшей наркоманки выпало устройство, собранное из механизма медвежьего капкана, только этот капкан не захлопывался, а медленно раскрывался, разрывая жертве челюсти. Чтобы остановить его, нужно было извлечь ключ из желудка другой жертвы, и Аманде не оставалось ничего иного, как распороть брюхо своему коллеге по несчастью. Лабиринт колючей проволоки
О жертве, обнаруженной детективами в ловушке из проволоки, известно немного. Пол Лайхи имел склонность к алкоголизму и, кажется, желал покончить с собой каким-то изощренным способом. Что ж, Конструктор удовлетворил потребности бухгалтера-неудачника – Пол был помещен в клетку, заполненную колючей проволокой и лентой. От выхода мужчину отделяло смешное расстояние, на преодоление преград было отведено два часа, но задача оказалась непосильной – Лайхи скончался от многочисленных порезов и потери крови. Смотреть на сцены, воссоздающие жуткую пытку, действительно невыносимо.
После необычайно успешного, хотя и вызвавшего противоречивую реакцию первого фильма авторам сиквела нужно было действовать еще агрессивнее – поэтому «Пила 2» начинается со сцены, чем-то напоминающей головоломку (буквально!) Аманды Янг. Голову полицейского осведомителя Майкла Маркса «украсило» устройство, аналогичное пыточной камере «железная дева», – маска с шипами внутри. Конструктор дал мужчине минуту, чтобы извлечь ключ от устройства из собственной глазницы, но у Маркса не хватило на это мужества. Промедление оказалось смертельным.
Ядовитый газ, пущенный Конструктором в доме, где идет Игра, заставил будущих жертв поступать неразумно и не просчитывать свои действия наперед. Бывшая проститутка Эдисон в попытке избежать действия отравы обнаруживает комнату с размещенным за перегородкой шприцем с антидотом. Увы, поразмыслить над устройством ловушки девушка не потрудилась и моментально попалась – отверстия пропустили руки, но обратно не выпустили, в запястья впились лезвия, и чем больше жертва дергалась, тем глубже были раны. На чье-то участие рассчитывать не приходится, а самой себе уже не помочь – реалистичность смерти Эдисон ужасает.
Наверное, каждый может найти в себе силы справиться с уколом единственного шприца. Многим из нас приходилось проходить курс лечения, связанный с ежедневными инъекциями на протяжении нескольких дней, – тоже терпимо. Но оказаться один на один с тысячами игл, да еще и неизвестно чем зараженных, – удовольствие сомнительное, тем более против своей воли. В «Пиле 2» жертва Конструктора, попавшая в смертельную ловушку со шприцами, буквально обезумела от боли и предчувствия скорой кончины, но что еще хуже – найденный ею ключ заключенным не помог, время на поиски вышло слишком быстро.
Жертвы Конструктора редко заслуживают таких страшных смертей, которые уготованы им безумным Мастером, но еще ужаснее тот выбор, который нужно сделать за минуту до свершения извращенного правосудия. Студент Тимоти Янг сбил ребенка на своем автомобиле, но избежал адекватного наказания. Безутешный отец мальчика вынашивает план мести и внезапно оказывается в лабиринтах Конструктора перед непростым выбором: давно преследуемый им убийца закован в страшное устройство и молит о спасении. Бездействие убьет Янга, но и отключить дыбу не так просто – ловушка действует медленно, но неумолимо, молодому человеку выворачивает голову и конечности.
Четтвертый фильм франшизы вряд ли можно назвать самым удачным продолжением трех первых лент, но пару сцен отметить можно. Например, открывающее противостояние двух мужчин, прикованных к страшному аппарату и лишенных возможности договориться – у одного зашит рот, а у второго глаза. Механизм приходит в действие, и остановить его может только ключ, висящий на шее одной из жертв безумных экспериментов, но как объяснить, что освобождение находится буквально под носом? Непонимание приводит к конфликту, конфликт ускоряет работу устройства, смерть страшна и неизбежна.
Тяжелее всего в четвертом фильме приходится детективу Мэтьюзу, который, впрочем, давно заслуживал расплаты. В самом начале фильма мы видим его похищение, а затем он предстает перед нами подвешенным за шею и стоящим на глыбе тающего льда. Удавка должна затянуться через 90 минут, но спасти Эрика не получится – если двери в его камеру откроются раньше положенного срока, то голова детектива будет размозжена двумя другими кубами льда. На помощь Мэтьюзу спешит Ригг, но он, разумеется, не знает о «защитном механизме», а потому перед зрителями разворачивается кровавая сцена «охлаждения» слишком горячей головы продажного полицейского.
И снова открывающая сцена, на сей раз пятого фильма – и уже в который раз авторы задают тон всей картине уже на первых минутах. «Пила 5» начинается с казни (а иначе и не назовешь) убийцы Сета Бакстера. Мужчина очнулся на столе прикованным под огромным качающимся маятником, который своим острым концом с каждым махом приближается все ближе к животу Сета. Кукла с экрана говорит Бакстеру, что тот может остановить топор, если просунет руки в тиски и нажмет кнопки, но даже когда жертва почти лишается конечностей, механизм не останавливается – это ловушка с обманом, шансов выжить или вырваться у убийцы не было с самого начала.
Агент Питер Страм, впервые появившийся еще в четвертом фильме, заслуживает всяческого одобрения – он преследовал продолжателей дела Конструктора столько, сколько мог, и прошел гораздо дальше многих, благодаря тому что умел нестандартно мыслить и не подчинялся чужим приказам. Однако и его интуиция однажды подвела, а в Игре это фатально. Попав в комнату с прозрачным ящиком, наполненным битым стеклом, Страм получает инструкции лечь в эту коробку, чтобы сохранить себе жизнь. Бывший полицейский идет наперекор указаниям и забрасывает туда того, кого подозревает в убийствах, однако «стеклянный гроб» и впрямь оказывается спасительным – ящик уходит под землю, а стены комнаты сдвигаются, превращая Страма в лепешку.
В шестом фильме серии авторы вернулись к своей излюбленной, но давно не практиковавшейся игре – герои снова должны были своими решениями определять, кому жить, а кому умирать, исходя из собственных представлений о морали и справедливости. Подопытным Конструктор выбрал страхового агента Уильяма Истона – мужчине пришлось пережить немало ужасных испытаний. Наиболее красочное из них – виселицы, на которых ведущим Игры расположены молодой человек и пожилая леди. В руках Истона рукоятки механизмов, сохраняющих жизни жертв, но удержать Уильям может только одну, и выбор совсем не прост – юноша не имеет родных, о нем никто не будет жалеть, но пожить он еще не успел, а женщина имеет большую семью, однако звезда ее жизни уже закатывается. Выбирай, а то проиграешь!
Хотя седьмой фильм франшизы и был принят критиками наиболее холодно, в нем есть и весьма горячая сцена, и достаточно любопытная концепция – главным героем в картине становится писатель Бобби Даген, выдающий себя за человека, выжившего после прохождения ловушек Конструктора. Однажды эта ложь приводит Бобби в настоящую игру, причем своим бахвальством он ставит под угрозу и жизни близких – так, в финале испытаний Даген должен спасти жену, для чего «всего-то» требуется поднять себя за воткнутые в грудь крюки и замкнуть переключатель (именно так описывал Бобби свою победу в Игре), но фокус не удается. Вопли невинной и даже не понимающей, что происходит, Джойс становятся ужасающим фоном для разоблачения вранья.