Современного зрителя не так-то просто выбить из равновесия – добиться слез удается не всякой драме, один триллер из десятка вынуждает вжаться в кресло, да и вообще кино почти перестало затягивать. И все же режиссеры не теряют надежд овладеть вниманием своей целевой аудитории – нет-нет да и вставят в свои фильмы что-то такое, что заставляет замереть, вздрогнуть, притихнуть.
Короткометражная картина Луиса Бунюэля давно стала классикой, и сложно найти человека, хотя бы поверхностно знакомого с историей кинематографа, которому неизвестна была бы сцена с разрезанным бритвой глазным яблоком. Но даже с почти столетней историей этот короткий кадр заставляет замереть сердце – словно молния, эпизод пронзает сюрреалистичный видеоряд, порожденный сновидениями самого Бунюэля и его приятеля Сальвадора Дали. Сегодня хорошо известно, как был снят этот шокирующий надрез, но легче фильм от этого не переносится, от подобного ужаса всегда вздрагиваешь, как в первый раз.
«Сало, или 120 дней Содома» (Salo, or the 120 Days of Sodom, 1975)
Фатум не позволил гениальному Пьеру Паоло Пазолини воплотить в жизнь грандиозную задумку – после «Трилогии жизни», куда вошли «Декамерон», «Кентерберийские рассказы» и «Цветок тысяча одной ночи», режиссер планировал «Трилогию смерти», но сил автора хватило только на первую ее главу – «Сало». Переполненный сценами насилия, пыток, извращений, сексуальной развращенности фильм был запрещен к показу во многих странах, но при этом стал признанной классикой, разобранной на цитаты. В ужас здесь впору приходить с открывающих титров, поэтому наиболее жуткую из сцен мы предоставим выбрать вам самим, посмотрев данную картину.
Если отбросить упоминание в титрах имени Стивена Кинга, то «Мизери» поначалу может показаться милым семейным фильмом о женщине, у которой слегка не все дома, как, пожалуй, и у любого одинокого человека. Однако настроение картины резко меняется, когда героиня блистательной Кэти Бэйтс превращается из доброй самаритянки в беспощадного надзирателя, требующего удовлетворения своих запросов от беспомощной жертвы. А стоит пленнику проявить немного своеволия и попытаться выбраться, незамедлительно следует наказание – сломанные ноги. Не поперхнитесь!
У Ларса фон Триера за что ни возьмись, все сплошной шок и трепет, из любого его фильма можно надергать столько сцен, от которых по спине бегут мурашки, что впору будет расширять топ с тринадцати позиций до тридцати. Но мы все же попробуем навести порядок в мыслях, расползшихся во все стороны после «Нимфоманки», и сосредоточим внимание (то самое, которого в прологе не хватило главным героям) на «Антихристе». Легко допускаем, что мужчины достаточно спокойно перенесли просмотр открывающей сцены, их родительский инстинкт на несколько порядков слабее материнской привязанности, но вот без содрогания наблюдать за тем, что с половыми органами Уиллема Дефо делает Шарлотта Генсбур, нервов не хватит ни у одного мужика.
Можно сколько угодно много знать о подноготной реальной истории, на которой строится сценарий фильма, и все равно оказаться неготовым к тому, что будет показано на экране. Рекламная кампания триллера Дэнни Бойла «127 часов» неоднократно обращала внимание будущих зрителей на реального Арона Ралстона, лишившегося при трагических обстоятельствах руки. И все равно большинство пришедших в кинозал людей оказались не готовы к тому, что Джеймс Франко начнет перепиливать свое запястье перочинным ножом. Да еще с такими звуками, что от них желудку хочется выпрыгнуть и ускакать прочь.
Группа садистов отлавливает и зверски убивает туристов из США, приехавших на отдых в популярный словацкий отель. В одной из сцен прикованному к железному стулу американцу сверлят электрической дрелью ногу, а потом перерезают сухожилия. Возможно, самый безвкусный и отвратительный фильм за всю историю существования жанра «хоррор».
В этом полуфантастическом фильме много жутких эпизодов. В одном - испанский офицер пытает пойманного партизана с помощью щипцов и кусачек. В другом эпизоде маленькая девочка убегает от мерзкого существа, пожирающего детей. Несмотря на чрезмерную жестокость, фильм завоевал три премии «Оскар» в 2006 году.
Семейство безобразных монстров, проживающих в пустыне штата Нью-Мехико, занимается отловом и убийством туристов. Однажды к ним в лапы попадает целая семья. В итоге главу семейства заживо сжигают на костре, а его жену и дочерей пытаются изнасиловать и убить. Больше всего шокирует жестокая сцена убийства целой семьи в трейлере.
Весь сюжет фильма построен на том, что жертвам маньяка приходится совершать ужасные поступки, чтобы сохранить свою жизнь. Например, отрезать пилой ногу, чтобы избавиться от кандалов, или распороть живому человеку живот, чтобы достать из его кишечника ключ от надетого на голову капкана. Вообще, вся франшиза «Пила» - это целый череда кровавых и шокирующих сцен.
Классика жанра «хоррор». Маньяк-убийца Ганнибал Лектор, он предпочитает «есть человеческую печень с бобами, фасолью и бутылочкой красного вина», зверски убивает двух тюремных охранников. Чтобы незаметно скрыться с места преступления, он срезает кожу с лица одного из них. Какую-то из своих жертв Лектор подвешивает в позе спускающегося на землю ангела.
Религиозный фанатик убивает людей, изображая семь смертных грехов. В одной сцене показывают полицейского, получившего по почте голову своей жены. В другой – прикованную к кровати жертву маньяка, которую не кормили несколько лет, а только пичкали лекарствами и витаминами для поддержания жизни. Самый страшный фильм 90-х годов, принёсший мировую славу сразу трём актёрам - Брэду Питту, Моргану Фриману и Кевину Спейси.
«Мученицы» Паскаля Ложье – это мега жестокий французский фильм 2008 года, по сюжету которого девушка решает отомстить людям насильно удерживающих ее взаперти 15 лет назад. Но месть, как можно догадаться, пошла не по плану. В фильме есть, что нужно, чтобы вызвать шок, отвращение и ужас. Сдирание кожи, пытки, избиения и все это на фоне религиозных заморочек. Реакция у зрителей была неоднозначной.
Продолжение «Молчания ягнят», расположившегося на три строчки выше. На этот раз доктор Лектор демонстрирует нам способ приготовления человеческих мозгов: разрезает черепную коробку ещё живого человека, жарит кусочек мозга на «хорошо разогретой сковородке с оливковым маслом», а потом наслаждается их «незабываемым» вкусом. «Мама всегда говорила, что в жизни нужно постоянно пробовать что-то новое», - философствует маньяк-убийца.