Женщина в фильме ужасов по большому счету нужна для трех вещей – показать грудь, продемонстрировать страх и красиво умереть. Опытный зритель и поклонник хорроров легко, с первого взгляда на компанию героев, расскажет, кто из персонажей погибнет в каком порядке, и девушкам редко находится место среди победителей. Однако исключения из этого есть.
Несколько особенно упорных девушек-героинь способны сломать ваше представление о жанре – они убегают, они обводят злодеев вокруг пальца, они наносят смертельные удары. Вот наши любимые героини хорроров, которые настолько круты, что мужчины на их фоне выглядят кроткими овечками.
Одержимая демоном главная героиня фильма «Изгоняющий дьявола» настолько хороша, что порой даже сложно поверить, что играет ее совсем юная девушка. Безумная сила зла в ней настолько велика, что зритель забывает о том, что перед ними человек. Эффект необычного преображения кроткой девушки в исчадие ада достигался прежде всего тем, что большую часть фильма Риган показана нормальной юной особой, темный мрачный голос, исходящий из нее, разрывает шаблоны жанра, сложившиеся к тому времени. Конечно, в большой степени прелесть Риган заключается в том, что она отрицательный герой, но то, как двенадцатилетняя девочка затмевает самого Макса фон Сюдофа, внушает настоящий трепет.
Глядя на Кэрри Уайт, хочется одновременно бояться и жалеть девушку, обладающую экстраординарными способностями. Затюканная матерью Кэрри и в школе оказывается изгоем, словно бомба замедленного действия, прячет она в себе таинственные силы. Мощнейшие сцены насмешек одноклассниц и противостояния матери являются лишь прелюдией к главному блюду – взрыву сверхспособностей на школьном празднике. Блистательная Сисси Спейсек заставляет зрителей сопереживать себе, а затем пугает так, что хочется закрыть глаза. Кэрри убивает десятки людей, оставаясь при этом невинной.
Главная героиня легендарного «Хэллоуина» во многом стала законодательницей киношной моды на «девственницу, оставшуюся последней выжившей» – она много кричит, совершает множество нелепых поступков, из-за нее погибают самые лучшие парни. Возможно, мода на подобный персонаж никогда бы не пришла, если бы не Джейми Ли Кертис. Скрываясь в тени других героев, первую половину фильма Лори почти незаметна, но в финале она превращается в подлинную фурию, настолько неумолимую и беспощадную, что Майклу Майерсу рядом с ней не остается никаких шансов на выживание.
Кто бы что ни говорил, «Чужой» Ридли Скотта в гораздо большей степени является хоррором, нежели научной фантастикой. Соответственно, Эллен Рипли по полному праву может считаться той самой «последней девушкой», заключительные полчаса фильма – напряженнейшая концовка, способная самого бесстрастного зрителя заставить хвататься за валидол. Хитрость Скотта заключается в том, что в первой части картины ничто не указывает на то, что героиня Сигурни Уивер останется «той самой», зрителям предлагаются самые разные варианты развития событий. Но закончится «Чужой» в капсуле, где сойдутся Рипли, рыжий кот и ксеноморф – порождение самых страшных человеческих кошмаров. Победителем выйдет женщина.
Главный трюк «Пятницы, 13-е» кроется в том, что зритель, в ужасе следящий за зверствами огромного убийцы, до самого финала не подозревает, кто прячется в темном лесу на берегу Хрустального озера. А между тем за подростков взялся не обезумевший Джейсон Вурхиз, а его мамаша Памела, некогда работавшая в детском лагере поваром. Голоса в голове заставляют ее убивать подростков, превращая добрую, отзывчивую женщину в безумного душегуба. Как мать, потерявшую любимого сына, мы можем понять героиню Бетси Палмер, но как обезумевшую мстительницу одобрить не можем. Хотя и любим посмотреть и попугаться.
Вопреки сложившемуся мнению о том, что девушки в хоррорах обычно встречаются небольшого ума, Нэнси Томпсон из «Кошмара на улице Вязов» – умнейший персонаж. Столкнувшись с тем, что в угрозу, которая нависла над подростками, никто не верит, она не просто не поддается панике, Нэнси изучает правила мира снов, готовит пути отступления, продумывает план встречи с Фредди Крюгером, строит ловушки и приводит задуманное к закономерному финалу. Грандиозной смелости девушка, навсегда перекроившая вселенную ужасов, Нэнси наравне с Крюгером является знаковым персонажем эпохи видеосалонов.
Оригинальная картина Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов>» 1968 года не позволила развернуться главной героине Барбаре – девушка покричала и повращала от ужаса глазами, фактически оставаясь жертвой. Ремейк 1990 года радикально переписал роль женщины в борьбе с зомби. Теперь Барбара не только в плаче забивается в угол, она ломом и ружьем пробивает себе путь к жизни. Выстрелить в голову? Да не вопрос. А попробуйте вообразить себе подобное в конце 60-х. Единственная яркая сцена оригинального фильма с участием женщины – требование Барбары прекратить споры и объединиться против общего врага. В новом мировом порядке оружием женщины в хорроре становятся не только слова.
Одно то, что Кларисса Старлинг после первого визита к Ганнибалу Лектеру не побоялась вернуться в тюрьму для особо опасных преступников, гарантирует ей место в нашем списке. По-настоящему смелый поступок – завязать опасное знакомство с человеком, который каждой своей фразой проникает к тебе под кожу, в твой мозг, твое сердце. Кларисса же не только выдерживает жесточайший прессинг, она умудряется получать от Лектера интересующие ее сведения. Но и это не все – в финале картины агент Старлинг оказывается один на один с Баффоло Биллом, в то время как остальные ее коллеги находятся в ином месте, отправившись по ложному следу. Юный возраст Клариссе не помеха – она стоит целого спецподразделения.
Классическая злодейка Энни из «Мизери», снятому по роману Стивена Кинга, сочетает в себе обходительность и вежливость скромной женщины и безумие психопатки, одержимой порочной страстью. Добродушная дама, влюбленная в творчество писателя Пола Шелдона, приходит в ярость, когда узнает о том, что литератор убил ее любимую книжную героиню. Теперь Пол превращается из спасенного в пленника, а уход за больным обращается пытками, целью которых является стимулирование писателя к продолжению творчества. Энни – женщина, которой отказать невозможно. Во всех смыслах.
Делая пародийный хоррор «Крик», Уэс Крэйвен хотел развенчать миф о таинственном злодее в маске, а на деле подарил миру еще одну героиню с большой буквы – Сидни Прескот. Сидни красива и умна настолько, чтобы справиться не с одним, а с двумя маньяками, которых скрывает знаменитая ухмыляющаяся пластиковая рожица. Девушка не просто обводит злодеев вокруг пальца, она еще и жесточайшим образом хладнокровно их убивает, особенно впечатляет сцена с Билли, когда Сидни стреляет в голову противнику без малейшего сомнения, не дожидаясь привычного в таких случаях «воскрешения» злодея. Еще одна интересная особенность Сидни как героини заключается в том, что она является персонажем всех сиквелов франшизы, но зритель видит ее развитие – от фильма к фильму девушка становится все более жесткой, наученной опытом, готовой к худшему.
Сара Картер из «Спуска» – сильнейший характер, даже без того что она выходит победителем из схватки с подземным монстрами, женщина пережила страшнейшую личную трагедию, потеряв мужа и дочь в жуткой автомобильной катастрофе. Попав в ловушку пещер, Сара сначала полагает, что стала жертвой галлюцинаций, но очень скоро страшный сон становится явью – монстры захватывают спелеологов в плен. Наблюдая за тем, как твари убивают ее знакомых одного за другим, девушка становится похожа на Эллен Рипли – сначала она находит выход из ловушки, затем, во второй части, возвращается в самое логово врагов и уничтожает выводок монстров. Бойтесь женщин, потерявших все.
Хоррор «Все парни любят Мэнди Лейн» большую часть фильма прячется под личиной слэшера из середины 70-х – нечто непонятное убивает подростков, отправившихся в заброшенный дом, одного за другим. Финал переворачивает концепцию с ног на голову, злодеем оказывается – спойлер! – сама Мэнди. Подложка этого внезапного преображения проста – Мэнди всегда была аутсайдером, никто не замечал ее до последнего времени, теперь же превратившаяся в прекрасного лебедя девушка становится предметом вожделения всех парней школы. Вот только для Мэнди это уже не имеет значения, парни для нее – всего лишь куски мяса. История «гадкого утенка», превратившегося в прекрасного лебедя с шипами, когтями и зубами.
Фильмы, снятые в жанре «найденные пленки», редко в своей обойме хранят героев умных, находчивых и действительно увлеченных происходящим на экране – обычно пленки потому и оказываются бесхозными, что их создатели мрут как мухи, часто по собственной глупости. Анджела из испанского «Репортажа» не такая. Она находится на репортерском задании в здании, охваченном эпидемией, а затем и в эпицентре заражения, но при этом не теряет журналистской хватки. В числе первых пробирается она к разгадке страшной тайны превращения людей в зомби, прежде чем сама становится жертвой вируса. То, как сильно провалился в прокате третий фильм франшизы, где Анджела отсутствовала, говорит о том, насколько велико влияние этой героини на умы зрителей.
Трогательная история дружбы многовекового вампира Эли, скрывающегося под личиной десятилетней девочки, и мальчика-изгоя тронула многих зрителей. Фильм сочетает привычную мифологию вампирских фильмов (вурдалаку нужно приглашение, чтобы войти, он боится света солнца) и современное представление о них как о существах, способных на сильные чувства к человеку. Лучшая сцена фильма, преображающая представление об Эли, – это, безусловно, эпизод в бассейне. Ничего не подозревающий Оскар плавает, полагая, что он совсем один, а Эли в это время разделывается с мальчишками, желавшими обидеть ее друга. Кровь, оторванные головы, плавающие конечности – этой девочке лучше замечаний не делать.
Если и есть взрослое кино, наиболее близкое к атмосфере комедии «Один дома», то это «Тебе конец!» Адама Вингарда. Главная героиня здесь – Эрин, сначала попавшая в западню неизвестных злодеев, а затем превращающаяся в их самый жуткий кошмар. Атаковавшие дом преступники не подозревают, что их соперницей станет девушка, умеющая выживать в самых сложных условиях, любую слабость она может обернуть силой, любая мелочь может стать в ее руках оружием, любая ступенька превратится в ловушку. Жертва, ставшая охотницей, – что может быть лучше. Зрители были в восторге – зло наказано руками прекрасной девушки, которой не нужны ни маски, ни планы нападения. Только обстоятельства, которые можно превратить в преимущество при большом желании жить.