Невозможно обсуждать историю кино, не упоминая о стоп-моушн анимации. В конце концов, разве имитация движения через последовательность постепенно меняющихся изображений сама по себе не является примитивной формой стоп-моушена? Именно поэтому эта трудоемкая форма анимации существовала с первых дней кинематографа, служа творческим инструментом для режиссеров-первопроходцев и со временем превратившись в собственную анимационную нишу.
Несмотря на свою репутацию средства для рекламы изюма и ностальгических праздничных спецвыпусков, закоренелые фанаты знают, что стоп-моушн не всегда так же весел, как "Рудольф - красноносый олень" или "Уоллес и Громит" (хотя "Проклятие кролика-оборотня" остается отличным риффом к "Американскому оборотню в Лондоне"). Есть и темная сторона этого очаровательного вида искусства, о чем свидетельствует трехдесятилетний творческий проект Фила Типпета - фильм ужасов "Безумный бог".
И поскольку это чудесное достижение в дизайне кошмарных существ возродило интерес к анимации, ориентированной на взрослых, я хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы изучить историю ужасов (и смежных с ужасами историй) в стоп-моушене. От гигантских обезьян до сюрреалистических сказочных пейзажей - очевидно, что фильмы о монстрах были бы совсем другими без глиняных кукол и терпеливых аниматоров.
Истоки стоп-моушн анимации неразрывно связаны с жанровым кино, примечательные примеры можно найти уже в 1907 году в таких короткометражных фильмах, как "Отель с привидениями", где использовалась примитивная разновидность этой техники для оживления призрачных полтергейстов. Это был не единственный фильм, использовавший преимущества зарождающегося искусства (были и другие, такие как "Цирк Шалтая-Болтая" и "Японская фантазия"), но, как и удручающее количество фильмов той эпохи, эти примеры в основном потеряны для времени.
В конце концов, широкое использование стоп-моушена в работе над эффектами привело к нескольким технологическим достижениям в кинематографе, что в свою очередь позволило фильмам ужасов и монстров стать более креативными. Податливая проволока и инновационные скульпторы позволили оживить всевозможных ужасных существ задолго до появления компьютерной графики или даже модных аниматроников, а гигантские монстры, такие как Кинг-Конг 1933 года, стали полноценными персонажами, а не безжизненными спецэффектами.
Именно в это время фильмы о тварях стали становиться интереснее, благодаря новому поколению специалистов жанра, таких как легендарный Уиллис О'Брайен и его динозавров-людоедов. Возможно, эти доисторические чудовища выглядели и вели себя скорее как ужасающие киномонстры, чем как научно достоверные животные, но О'Брайен использовал их для совершенствования искусства наделения своих жутких творений уникальными личностями, оживляя их, как будто он руководил крошечными актерами - традиция, которая продолжает вдохновлять даже современных аниматоров.
Этот пионер стоп-кадра также был наставником незабываемого Рэя Харрихаузена, который впоследствии работал над такими классическими фильмами, как "Это прибыло со дна моря", "Ясон и аргонавты" и горько-сладким "Столкновением титанов", ознаменовавшим конец эпохи блокбастеров на основе стоп-кадра. Известный как отец современного фильма о монстрах, Харрихаузен и его работа над "Чудовищем с глубины 20000 морских саженей" даже вдохновили оригинального Годзиллу. Возможно, с годами его фильмография была чрезмерно растиражирована и разбавлена, но легко забыть, что созданные Харрихаузеном вручную скелеты и хлюпающие кракены изначально пугали зрителей своими реалистичными движениями и кошмарным дизайном в те времена, когда подобные умозрительные образы обычно использовались только в комиксах и мультфильмах.
Конечно, стоп-моушен - это не только костыль для создания фильмов, основанных на эффектах. Несколько художников отмечают, что намеренное смешивание менее реалистичной стоп-моушен анимации с живыми кадрами может привести к созданию соответствующей сюрреалистической атмосферы. Эту форму стилизации с большим эффектом использовал чешский режиссер Ян Шванкмайер в своей странной картине "Алиса" 1988 года, а также в черной комедии "Полено" 2000 года (я также рекомендую печально известную короткометражку Шванкмайера "Еда", которая время от времени становится вирусной, когда пользователи Интернета заново открывают ее абсурдные визуальные образы).
За пределами мира спецэффектов и экспериментов с живым действием, стоп-моушен развился как респектабельная форма самостоятельной анимации. От дешевых, но очаровательных телевизионных спецвыпусков Rankin/Bass до уникального подхода Aardman Animation к британскому юмору, художники разрабатывают исключительно стоп-моушен истории уже несколько десятилетий, хотя кропотливые усилия, необходимые для оживления этих податливых кукол, означают, что они никогда не были столь же популярны, как традиционная 2D анимация.
К счастью, после неожиданного успеха фильма Генри Селлика "Кошмар перед Рождеством", который объединил творческий дизайн монстров Харрихаузена с ужастиками Тима Бертона и праздничным очарованием спецвыпусков Rankin/Bass, мы увидели взрыв стоп-моушн медиа. Хотя это возрождение часто ошибочно приписывают Бертону, который является поклонником этого ремесла и добился популярности благодаря замечательной анимационной короткометражке "Винсент" (я бы также утверждал, что "Франкенвини" - его последний по-настоящему великий фильм), Селлик - тот, кто действительно сделал карьеру на жутких проектах в стиле стоп-моушн. Режиссер даже собирается снимать как предстоящую адаптацию "Маленьких кошмаров", так и демоническую комедию "Венделл и Уайлд", что является отличной новостью для поклонников ужасов.
Конечно, Селлик довел свой стиль до совершенства, сотрудничая с орегонской компанией Laika в работе над "Коралиной в Стране Кошмаров", жуткой экранизацией Нила Геймана, которая стала одним из моих любимых фильмов ужасов. Утрированные модели и творческое использование 3D (рекордное для стоп-моушена) прекрасно сочетаются с потусторонними переживаниями повести Геймана, и фильм часто называют одним из лучших стоп-моушенов всех времен.
Компания Laika не чужда страшным фильмам: ее проекты часто посвящены удивительно мрачным темам, и она даже выпустила детский зомби-фильм "Паранорман". Хотя в последнее время студия отошла от жанра ужасов, даже самые скромные проекты неизбежно содержат отсылки к творчеству таких легенд, как Харрихаузен. От гигантского скелета-монстра из "Кубо. Легенда о самурае" до чудовищных йети из "Потерянного звена" - похоже, что Laika не собирается отказываться от монстров в ближайшее время.
Помимо Голливуда, стоп-моушен также нашел свое применение в любительских постановках, часто служа доступной отправной точкой для начинающих аниматоров, особенно до того, как компьютерные технологии получили широкое распространение. Естественно, этот стиль анимации стал невероятно популярным в Интернете, появляясь в любительских LEGO-пародиях на раннем YouTube и даже на современных каналах, таких как Bluworm/The Lone Animator (создающий сложные адаптации Лавкрафта) и Will McDaniel (создающий вдохновленные Кроненбергом комедийные скетчи, сочетающие живые кадры с жуткими куклами).
Возможно, чудеса стоп-моушн не привязаны к какому-то одному жанру, но нельзя отрицать, что в этих податливых персонажах, двигающихся самостоятельно, как марионетки, освобожденные от ниточек, есть что-то жутковатое. Я думаю, что эта внутренняя жуть является одной из причин, по которой так много людей утверждают, что даже от самой невинной анимации стоп-кадра они испытывают "жуткое чувство". Это может объяснить, почему такие относительно спокойные моменты, как печально известный эпизод "Таинственный незнакомец" из "Приключений Марка Твена", часто появляются в списках "самых страшных сцен фильмов всех времен".
От "Затерянного мира" до "Армии тьмы", стоп-моушен использовался для оживления кошмаров ужасов с самого начала кинематографа. Хотя сейчас это скорее эстетический выбор, чем техническое ограничение, а существование более дешевых и простых альтернатив означает, что только убежденные фанаты все еще предаются этому трудоемкому ремеслу, этот старомодный вид искусства стоит сохранить ради таких редких удовольствий, как вышеупомянутый "Безумный бог", работа над которым заняла почти три десятилетия и доказывает, что эти сюрреалистические острые ощущения не могут быть воспроизведены никаким другим видом анимации. Даже когда это выглядит не очень правдоподобно, в стоп-моушене всегда есть неоспоримое очарование, и именно поэтому я надеюсь, что кинематографисты будут продолжать экспериментировать с этим форматом еще долгие годы.