Полузаброшенный бывший корпус санатория им. Лермонтова в Пятигорске.
Здание построено в 1904 году (архитектор – С.И.Гущин) по заказу
кондитера Гукасова (после развода он оставит особняк своей жене
Елизавете, откуда и происходит название "Дача Эльзы”). Оно поражает
своей красотой и необычностью. Желто-кирпичная трехэтажная дача с
высокими массивными башнями была построена в эклектическом
псевдороманском стиле. Она походила на средневековый замок, отчего дачу
иногда ошибочно называли «Эльзас», подразумевая историческую область
Восточной Франции, полную рыцарских замков. Дача имела 62 комнаты, около
сотни окон и множество отдельных балконов, террас и веранд. Во всех
комнатах был водопровод, а на этажах находились общие душ и ванны. В подвале дома были расположены душевые кабинки. Вот там-то и прячется объект с кодовым наименованием «могила Эльзы». Там темно, только через щели в заложенном окне пробиваются лучики света. Но если это помещение осветить, то можно увидеть обычное помещение выложенное плиткой с бетонным параллелепипедом в центре. Это он: Эльзин саркофаг. В начале XX века курортный город Пятигорск был очень популярным местом для русской элиты. На воды ехали отдыхать все.
В те времена в Пятигорске жила семья Гукасовых. Эльза(Елизавета)
Гукасова была женой успешного кондитера, который открыл кофейню в
центральном районе Пятигорска. Кстати говоря, эта кофейня существует и по сей день.
В 1903 году семья Гукасовых купила участок № 4 на краю города у
Эмануелевского парка, построив на нем красивейший дом, в
псевдо-романском стиле. Гукасов записал его на свою благоверную и назвал
дачу в честь нее же- «Эльза».
Дача Эльзы была построена известным архитектором С.И.Гущиным. Дальше эта прекрасная история расходится на множество версий. Вот немногие из них, которые я смогла узнать. Официальная версия, которая была распространена в советские времена: Вскоре после того, как дача была отстроена, от Эльзы уходит муж. Начинается черная полоса в ее жизни.
На Эльзу неоднократно подавали жалобы соседи, после чего властям
пришлось выселить ее, тем более, что в 20-е годы дачи
национализировались и перестраивались под санатории. Такую версию высказывают более современные архивы, уже постсоветских времен:
Уходит муж. Эльза продолжает жить за счет богатств, которые он ей
оставил, но в то время бушевал красный террор и Эльза была расстреляна в
собственном доме. Остальные версии, если их собрать воедино, звучат примерно так: Пришли большевики и замуровали в стену бедную Эльзу в одной из комнат на первом этаже дома.
Эльза была очень богата и знала, что люди захотят отобрать ее
сокровища, поэтому она заранее замуровала их, как позже замуровали ее
саму. Муж девушки пропал безвести. Сейчас одинокое зловещее здание пустует.
Я попыталась получить официальное разрешение, чтобы навестить Эльзу,
так как наслушалась от местной молодежи на сколько опасно приходить к
ней в гости без спросу – можно запросто оказаться в отделении милиции.
Оказалось, что недавно домик Эльзы выкупила у санатория частная тур
фирма и ключи от решеток, которыми заставили все входы в дом находятся
неизвестно у кого. Погоревав, я решила просто побродить возле этого дома. Вид колючей проволоки со временем притерся и мысли о тайном проникновении начали казаться не такими уж опасными. Найти тайный лаз оказалось проще, чем я думала. Когда я попала внутрь, чувство какого-то неведомого, мистического страха начало грызть меня изнутри. Мне рассказывали про это место разные вещи. Говорили, что дух Эльзы бродит по комнатам и препятствует проникновению сюда нежеланных гостей. Когда я находилась внутри дома, эта глупая идея с призраком девушки не казалась мне глупой. Что-то такое там присутствовало, я это поняла.
Домик этот имеет 3 этажа, каждый из которых по-своему прекрасен и призрачно ужасен одновременно.
Первый этаж- самое жуткое место. Необъяснимый страх обуревает там каждого, даже самого прожженного скептика. Поверьте мне, это так.
Темные комнаты, в которые не попадают лучи солнца, естественно, пугают
больше всего, но даже светлые помещения на столько зловещи, что иногда
мне хотелось закрыть глаза, завизжать и убежать оттуда, хотя я никогда
не была замечена в подобном способе самовыражения.
Мне рассказали
местные школьники, которые часто приходят навестить Эльзу, что в одной
из темных комнат стоял гроб, а на потолке на крюках каждую среду в 3
часа ночи( какая точность!) кто-то вешал дохлых кошек. Школьники, при этом, ходили, смотря на все через зеркало, так как Эльзу можно увидеть именно так.
Второй этаж дома когда-то был очень красивым, это видно невооруженным глазом, пускай сейчас он весь изрисован граффити.
Кстати, граффити в этом доме- вещь абсолютно лишняя. Я бы даже сказала
так : «Руки бы поотрывала!!!», ведь на 2м и на 3м этажах раньше можно
было увидеть то, чем домик Эльзы и знаменит.
Говорят, что здание как магнит притягивало всегда людей с расшатанной психикой. Среди таких посетителей нередко встречались и гении. Жаль, что я не нашла ни одного сохранившегося старинного стиха, которые были выцарапаны на стенах полусумасшедшими поэтами.
Сейчас дом пользуется популярностью в основном у подростков, которые
относят себя к какой-либо субкультуре, но поэты тоже не забыли Эльзу.
Среди нецензурных надписей и остальной непотребщины, иногда
проглядываются и стихи современных поэтов- несчастных и немного
сумасшедших.
Говорят, что дом этот порой действует на людей губительно. Не раз в нем совершались акты самоубийства.
Если поверить в существование духов, то Эльза- приведение явно с
тяжелым характером, она не терпит неуважения к своей святыне, а если
чувствует, что в госте есть талант, Эльза раскрвает его, но делает этот
дар зловещим и мистическим.
На одном из балконов я нашла полустертое стихотворение, написанное как бы от лица самой Эльзы Гукасовой. Вот пара строк из него, которые навеяли на меня ужас и восхищение одновременно: «Найдите меня безгластную, Умойте меня дождем. Найдите меня угасшую, Верните мой старый дом».