В
подлинность присутствия духов на старых фотографиях можно верить, а
можно нет, однако нельзя не признать, что фотографы-медиумы внесли свою
лепту в историю фотоискусства. Спиритическую фотографию можно
выделить как отдельный жанр конца XIX – начала XX веков, подаривший
многим людям новую надежду в бессмертие души и своего рода способ
общения с умершими близкими.
Не так давно один из хранителей
британского National Media Museum в Брэдфорде (Западный Йоркшир)
обнаружил в антикварном магазине Ланкашира серию снимков с призраками,
сделанных Уильямом Хоупом (William Hope, годы жизни 1863 - 1933), и
выкупил их для коллекции музея. Оказалось, что ныне давно забытое имя
Хоупа во времена рассвета спиритической фотографии было на слуху у
многих его соотечественников. О Уильяме Хоупе писал даже его современник
сэр Артур Конан-Дойль в своей книге «История спиритизма», из которой я
приведу некоторые интересные выдержки:
«Первое
появление достоверных фотографий духов датируется 1861 годом. Они были
получены Уильямом Г. Мумлером из Бостона (США). До этого в 1851 году
англичанин Ричард Бурснель получил, повидимому, подобные результаты, но
ни одна из его фотографий, к сожалению, не сохранилась до наших дней.
Первое достоверное изображение духов в Англии получил фотограф Хадсон в
1872 году. В период с 1861 года вплоть до наших дней, начиная с
Мумлера и заканчивая Уильямом Хоупом, перед нами прошла целая вереница
из двадцати-тридцати признанных медиумов психической фотографии. За это
время ими были получены тысячи тех сверхъестественных изображений,
которые известны под названием "двойники-призраки". Кроме Хоупа и миссис
Дин мы можем назвать целый ряд хорошо известных экстрасенсов - это
Хадсон, Паркес, Уайли, Бюге, Бурснель и Дюгид.
Мумлер,
который работал гравёром в крупной ювелирной фирме Бостона, не был ни
настоящим спиритом, ни профессиональным фотографом. В свободное время он
пытался заниматься фотографией в студии своего приятеля и однажды
получил на пластинке неясные очертания какой-то фигуры. Метод,
придуманный им самим, заключался в том, что он сначала фокусировал
объектив на пустом кресле, снимал крышку с объектива, а затем быстро
занимал позицию у кресла и стоял там до тех пор, пока не сработает
экспозиция. На обороте фотографии мистер Мумлер написал: "Эта фотография
была сделана мною в воскресенье, причём кроме меня в комнате не было ни
души. В фигуре, стоявшей справа от меня, я узнал свою кузину, которая
умерла двенадцать лет назад. У. Г. Мумлер." На фотографии можно было
разглядеть молодую девушку, сидящую в кресле. Кресло и часть стола
отчётливо просвечивали сквозь руки и тело. Фигура, по свидетельству
очевидцев, одетая в платье с низким вырезом и короткими рукавами,
растворялась в неясной дымке. Интересно отметить, что эта дымка была
заметна и на других фотографиях.
Новость
быстро распространились в обществе, и Мумлера просто завалили
приглашениями на спиритические сеансы. Сначала он отказывался, но в
конце концов сдался. После того, как изображения "призраков" были
получены вновь и вновь, слава его достигла такого масштаба, что он был
вынужден отказаться от своей профессии и посвятить себя новой работе. Мы
начали свой рассказ с Мумлера, поскольку все остальные психические
фотографы опирались на его опыт. О некоторых его последователях мы
упомянем в настоящей главе.» «В последние годы развитие спиритической
фотографии в основном было связано с кружком, организованным в
английском городе Кру (графство Чешир) мистером Уильямом Хоупом и миссис
Бакстон - жителями этого города. Кружок был образован в 1905 году, но
не привлекал внимания до того момента, пока его не открыл для себя в
1908 году архидьякон Коллей. Мистер Хоуп, описывая свои первые опыты,
рассказывает, что в то время он работал на фабрике около Манчестера. И
как-то раз, в субботу днём, сделал фотографию молодого рабочего на фоне
кирпичной стены. После проявления пластинки на ней оказалась фигура
женщины, стоявшая рядом с парнишкой, причём кирпичная стена просвечивала
сквозь неё. Человек, позировавший Хоупу, с изумлением спросил его,
каким образом попала эта фигура на фотографию; он узнал в ней свою
сестру, которая умерла несколько лет назад. Мистер Хоуп говорит: "Я
ничего не знал о Спиритизме в то время. Мы принесли эту фотографию на
работу в понедельник, и один спирит сказал нам, что это и есть
спиритическая фотография. Он сказал, что в следующую субботу мы должны
попытаться ещё раз сделать фотографию в том же месте и той же камерой,
которую мы уже использовали. Каково же было наше изумление, когда та же
леди проявилась на пластинке снова, но уже в сопровождении малыша. Я
задумался о необычности этого явления, и оно настолько заинтересовало
меня, что я занялся собственными экспериментами."
В
течение долгого времени Хоуп уничтожал все негативы с изображениями
духов, пока познакомившийся с ним архидьякон Коллей не посоветовал ему
сохранять их. Архидьякон Коллей провёл своё первое заседание в Кру 16
марта 1908 года. Он принёс свои собственные камеру ("Ланкастер" с
пластинкой размером 1/4 - модель, которую до сих пор использовал сам
мистер Хоуп) и пластинки, которые пометил алмазным стеклорезом и
проявлял собственными реактивами. Мистер Хоуп только нажимал на "грушу"
затвора. На одной из пластинок появилось два изображения духов. С тех
пор мистер Хоуп и миссис Бакстон, невзирая на ставившиеся перед ними
условия и ограничения, получили, работая под неусыпным контролем, тысячи
фотографий духов и могли с гордостью сказать, что никогда не брали даже
пенса за свои профессиональные услуги: оплате подлежали только
фотографические материалы и время самих специалистов.»