История, как все уже наслышаны, повторяется как минимум дважды: первый раз как трагедия, второй раз в виде фарса. Это правило выполняется далеко не всегда, но вот с верой в изгнание бесов из человека случилось именно так. В рамках религиозного сознания, господствовавшего вплоть до конца эпохи Средневековья, вера в то, что человек может быть одержим злыми духами, была искренней и неподдельной. В рамках же оккультного сознания, приверженцами которого являются многие современные люди, сюжет об одержимости бесами стал очередным развлечением, которое можно употребить, читая жёлтую прессу или смотря фильмы-ужастики.
Экзорцизм – изгнание демона из тела человека
Религиозный ритуал изгнания из тела человека сверхъестественной негативной сущности (беса, демона, злого духа и тому подобного) является одним из древнейших в истории человечества. Тем не менее, за ним закрепился более современный латинский термин католического происхождения «экзорцизм», который и означает «изгнание, отделение одной сущности от другой». Вера в духовную составляющую мироздания и в наличие в ней добрых и злых сверхъестественных сил закономерно приводит к допустимости реальности ситуации, когда одна из таких сил устанавливает контроль над человеком. Добрые силы насилие над волей человека не творят, так что остаются варианты со злыми духовными сущностями.
Если рассматривать традиционную христианскую традицию, то изгнать бесов из человека может тот, кто получил для этого сверхъестественную помощь, благодать от Бога.
Получается эта помощь через очищение собственной души постом (многодневным воздержанием от благ и удовольствий) и призвание Божьей помощи искренней молитвой. На это имеется прямое указание в Евангелии, где Иисус Христос, отвечая на вопрос учеников-апостолов об изгнании бесов из одержимых, сказал, что «сей род побеждается постом и молитвою». Вне рамок религиозного сознания вера в экзорцизм считается суеверием, не основанным на реальных фактах и свидетельствах. Академическая медицина и психиатрия не рассматривают возможности существования особого духовного мира, ангелов и демонов. Поэтому, с этой точки зрения, и вселиться в человека никто не может.
Случаи «одержимости», то есть когда человек ведёт себя неадекватно и связывает это с воздействием вселившегося в него демона, оцениваются как случаи психического расстройства. Связаны они, по мнению психиатров, чаще всего с раздвоением личности, шизофренией и паранойей. Следовательно, случаи «изгнания демонов» медики считают классическими примерами самовнушения.
В чём сошлись протестанты и язычники
изгнание бесов из человекаКатолическая церковь, безусловно, признаёт реальность как демонической одержимости отдельных людей, так и изгнания из них падших ангелов. Ритуалы экзорцизма проводились католическими священниками и монахами на протяжении всей истории. В настоящее время существует специализированное учебное заведение для духовенства, где обучаются профессиональные экзорцисты. Однако массовая вера в возможность одержимости демонами на Западе на некоторое время отступила после начала Реформации в XVI веке. Протестанты тогда усомнились во многих аспектах религиозной практики католиков, в том числе и в экзорцизме.
Однако с бурным расцветом новых протестантских конфессий в конце XIX – начале XX веков вера в экзорцизм постепенно вернулась. Новые конфессии, в том числе пятидесятники, вернулись к буквальной трактовке Священного Писания, в котором о возможности вселения в человека злого духа и необходимости его изгнания говорится прямо. Кроме того, протестанты активно вели миссионерскую работу среди языческих народов, среди которых одержимость считается реальностью и едва ли не повседневным делом. Так что экзорцизм стал одной из точек духовного соприкосновения и в какой-то степени помог проповеди.
Присутствует вера в возможность демонов овладевать телом и сознанием человека и в других авраамических религиях. И если в исламе «изгнание джиннов» во многом и было заимствовано из христианства, то в иудаизме существует своя традиция. Иудеи полагают, что душа преступника или богохульника, диббук, не может покинуть материальный мир после его физической смерти. Будучи неприкаянной, она может вселяться в другого человека, но её можно изгнать из него. Для этого требуется присутствие десяти взрослых мужчин-евреев, при которых праведник будет читать особые молитвы.
Молитва изгнания беса из человек – опасное оружие в неумелых руках?
С особыми молитвами связано изгнание бесов и в Православии. Современная православная жизнь связана с «отчиткой»: чтением специальных молитв на изгнание бесов, совершаемых священнослужителями или монахами. Считается, что обладающий особой благодатью священнослужитель получает власть над демоническим миром и может изгонять бесов из одержимых. Храмы, священники которых становятся известными как «отчитчики», или монастыри, где монахи совершают подобные службы, привлекают множество людей. Это люди, которые связывают свои физические и духовные болезни, а также неадекватное поведение с воздействием на них бесов.
Современное православное сообщество не сформировало единого отношения к изгнанию бесов.
С одной стороны, в реальность одержимости и возможности избавления человека от злого духа православные верят неукоснительно. Подобные случаи составляют наиболее драматичные эпизоды евангельских повествований о проповеди и деятельности Христа. Но всё чаще раздаются критические высказывания в адрес моды на «отчитки», когда подобные молитвы берутся читать многочисленные, в том числе и молодые (по стажу пребывания в сане) священнослужители, и даже миряне.
В качестве примера приводится эпизод из «Деяний апостольских». Согласно повествованию, под влиянием успешных изгнаний демонов апостолами некоторые из иудейских целителей стали изгонять бесов именем Христа. Но однажды бес сам напал на них, так как они не принадлежали к ученикам Христа, то есть не имели божественной благодати. Следовательно, изгонять бесов может лишь человек, духовно к этому готовый и обладающий необходимой силой. Иначе человек может не только не помочь одержимому, но и навредить и ему и себе. Поэтому заниматься «отчитками» следует лишь отдельным священнослужителям, получившим специальное благословение архипастырей, то есть епископов, архиепископов, митрополитов.