Издревле маски присутствовали в жизни людей. Они изготавливались из подручных материалов, в том числе дерева, костей и кожи, и изображали головы животных, различных вымышленных существ, человеческие лица. Маску надевал охотник, желающий перевоплотиться в хищника, одержать победу в схватке с диким зверем и при этом не вызвать гнев духов природы. Ей отводилась важнейшая роль в ритуалах, причем ее можно обнаружить в ритуальных практиках большей части цивилизаций с богатой историей.
В дальнейшем она из сферы архаического священного перешла в светскую зону культуры. В эпоху Средневековья, когда карнавалы еще не утратили сакральных мотивов, их участники носили восходящие к древним временам маски, которые зачастую представляли собой изображения животных и нечистой силы. В XVII–XVIII веках в континентальной Европе были популярны балы-маскарады. В отличие от карнавалов они не имели никаких примет священного. Именно благодаря им маска окончательно стала светским феноменом.
Не стоит забывать и о театральных представлениях. В частности, маски использовались в античном театре. В данном случае они характеризовали персонажей, а также играли наравне с актерами. Другой пример — комедия дель арте, истоки которой стоит искать в карнавальных празднествах. В ней насчитывается более сотни масок, в их числе — Арлекин, Коломбина, Панталоне.
Еще в Средневековье смерть надевала маску красавицы, чтобы скрыть свой безобразный вид и завлечь человека. Она являла истинный лик, когда жертва теряла возможность сопротивляться. В барочном аллегорическом театре персонифицированная смерть тоже предпочитает носить маску. Кроме того, такой ее образ встречается в творчестве Эдгара Аллана По. Маньяки из хорроров, когда скрывают лицо под маской и отправляются на охоту, как будто в некоторой степени становятся наследниками этой старой традиции. Для убийц в хоррорах прятать лицо под маской — обычное дело.
Одна из самых жутких масок маньяка-убийцы, сделанная из кожи жертв. Примечательно, что прототип Эд Гейн в реальной жизни сделал именно такую маску из кожи.
Маска Майка Майерса была создана по образцу человеческого лица, только без эмоций. Примечательно, что маска на самом деле была создана на базе дешевой маски капитана Кирка из «Стартрека», только выбеленная и с вырезанными отверстиями для глаз.
Если у девушек — Куколки и Красотки — обычные пластиковые маски, то их спутник носит тряпичный мешок, чем напоминает Джейсона Вурхиза из «Пятница, 13-е — Часть 2». Свои лица незнакомцы показывают жертвам только один раз — перед тем как их убить.
В эксплуатационном фильме ужасов Клайва Баркера «Ночной народ» прославленный режиссёр Дэвид Кроненберг проявил свой актёрский талант и сыграл жуткого доктора Декера – психиатра-убийцу. Его отличительная черта – маска а-ля мешок с кнопками вместо глаз и застежкой-молнией вместо рта. Что-то среднее между Пугалом из вселенной DC и бюджетным БДСМ-костюмом.
Даже будучи больше похожей на заводской брак части костюма из секс-шопа, маска Коллекционера из одноимённой серии фильмов все равно умудряется нагонять жути.
Зловещий убийца из «Счастливого дня смерти», не устающий преследовать бедную студентку, застрявшую в смертельном дне сурка, скрывался под маской улыбчивого голубоглазого младенца. Младенец этот козыряет одним зубом и довольно счастлив, отчего складывается впечатление, что убийца получает истинное удовольствие от процесса убийства. Маска довольно оригинальная, в меру весёлая, но, учитывая специфическое ремесло её обладателя, жутковатая.