Любовь к хоррорам стабильна, как наша привычка пугаться, при этом раз в 10 лет кого-нибудь неизменно назначают реаниматором жанра, в котором, казалось бы, уже придумано все самое страшное. Фанаты фильмов ужасов пристально следят за творчеством лучших режиссеров данного жанра, поскольку знают – даже при посредственном актерском составе они сумеют создать шикарный фильм. «Очень страшный портал» составил список из 13 лучших, по нашему мнению режиссеров, которые поддерживают лучшие традиции нашего любимого жанра хоррор.
Александр Ажа
Дебютировал в возрасте восемнадцати лет с короткометражкой «Над радугой», за которую номинировался на Золотую пальмовую ветвь в номинации лучший короткометражный фильм на Каннском кинофестивале. Большее внимание режиссер привлек своей картиной, которую он снял спустя четыре года, в 2003-ем, — «Кровавая жатва». Лента имела успех у любителей жанра, собрав в мире больше 6 миллионов долларов. После успеха французского хоррора к Александру обратился культовый голливудский продюсер и режиссер Уэс Крэйвен с предложением снять американский ремейк своей ленты 1977 года «У холмов есть глаза». Ажа согласился, и через три года, в 2006-ом, появилась новая версия фильма. На этот раз история собрала в мировом прокате почти 70 миллионов долларов. После такого успеха Александр снял очередной триллер «Зеркала» (2008), который является вольным ремейком южнокорейского фильма ужасов «Зазеркалье». К этому времени Александр Ажа завоевал популярность как режиссер с особым взглядом на мистические истории. В 2010 году 32-летнего Александра пригласили стать режиссером амбициозного голливудского проекта «Пираньи 3D». Лента стала очень популярной, собрав больше 83 миллионов долларов в прокате. Александр продолжает заниматься режиссурой мистических картин. В 2013 году Ажа экранизировал роман Джона Хилла (сын Стивена Кинга) «Рога» с Дэниел Рэдклиффом в главной роли.
Джеймс Ван
Молодой и перспективный режиссер, родом из Малайзии, Джеймс Ван в кино дебютировал в 2000 году, в качестве режиссера и сценариста хоррор короткометражки "Stygian". В 2003 году Джейсон Ван и Ли Уэннелл написали сценарий к фильму "Пила" и сняли одноименный короткометражный фильм, после чего Вана и Уэннелла пригласили снимать полнометражный фильм по их сценарию, так в 2004 году на экраны вышла картина "Пила: Игра на выживание", чем положили началу целой франшизы, которая была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый кассовый хоррор-киносериал всех времен. В дальнейших частях "Пилы" Джеймс Ван выступал лишь в качестве продюсера, больше уделяя внимание другим картинам, как например, фильму «Мертвая тишина», где, как и полагается, сценарий написал Ли Уоннел. Перед следующим хоррор-хитом «Астралом» Джеймс Ван засветился в качестве режиссера трейлера компьютерной игры «Dead Space». Воссоединившись с Ли Уоннелом, Джеймс Ван снял крайне атмосферный фильм ужасов «Астрал», который сразу же был облюбован ценителями жанра. Через три года после сверхуспешного «Астрала» (между прочим самый прибыльный фильм 2011 года из расчета соотношения бюджета ($1,5 млн.) к прибыли (более $90 млн.), Джеймс Ван вернулся на большие экраны сразу с двумя фильмами-ужасовм «Заклятие» и «Астрал: Глава 2», которые также имели колоссальный успех в прокате. Таким образом, Джеймс Ван успел утвердиться в амплуа главного хоррор-мэйкера современности, но вот сам режиссер заявил, что в 36 лет уже крайне сложно менять жанровую принадлежность, но ему необходимо это сделать, иначе он рискует навсегда завязнуть в хоррорах. Сейчас он работает над картиной под названием «Кастлвания», выход которой намечен на 2015 год, и вампирским боевиком «Сумерки», дата которого пока не определена даже приблизительно.
Уэс Крэйвен
Уэсли Эрл «Уэс» Крэйвен – именитый американский режиссер, сценарист, актер и продюсер. Получил широкую известность благодаря серии фильмов ужасов о Фредди Крюгере «Кошмар на улице Вязов» и о Призрачном лице, напоминающем человека с картины Эдварда Мунка, «Крик». Также снял фильмы «У холмов есть глаза», «Последний дом слева», «Змей и радуга», «Люди под лестницей», «Вампир в Бруклине», и «Забери мою душу». Настоящий успех и мировую известность режиссеру принесла работа 1984 года – фильм ужасов «Кошмар на улице Вязов». Имея крайне скромный бюджет, лента мгновенно завоевала внимание зрителей. Кроме того, она стала кинематографическим дебютом для молодого и никому не известного актера Джонни Деппа. В девяностые интерес к хоррорам несколько снизился, но именно Крэйвен вновь сумел поразить широкую аудиторию. В 1996 году на большие экраны вышел слэшер «Крик», получивший зрительскую любовь и признание критиков.
Элай Рот
Элай Рот — американский актер, режиссер, сценарист и продюсер. Первой серьезной режиссерской работой Элайя Рота стал триллер «Лихорадка». Идея для сценария возникла еще в 1995 году, но средства для реализации проекта Рот нашел только в 2001 году. Фильм имел огромный успех и принес своему создателю две награды в номинации «Лучший фильм» и занял третье место на кинофестивале «Fant-Азия». В 2005 году Элай Рот, при участии Квентина Тарантино, создал еще один хоррор, который вышел в прокат под названием «Хостел». Через месяц после выхода на экраны фильм собрал 20 миллионов долларов и был назван лучшим фильмом ужасов 2005 года, а также попал в рейтинг самых страшных кинокартин. Также Рот удостоился награды на кинофестивале «Austin Fantastic Fest» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер, сценарист», а в 2007 году взял награду «Empire Award». Среди актерских работ Элайя Рота стоит отметить роли в боевике «Бесславные ублюдки», на съемках которого он работал вместе с Брэдом Питтом, фильме ужасов «Пираньи 3D», триллере «Доказательство смерти», хорроре «Несмотри вверх» и «Афтершок». В настоящий момент готовится к выходу хоррор, о туземцах-каннибалах, «Зеленый ад»
Гильермо Дель Торо
Гильермо дель Торо (Guillermo del Toro) – мексиканский режиссер и сценарист, работающий в Голливуде. Номинант на «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах за фильм «Лабиринт Фавна». Лауреат Каннского кинофестиваля за ленту «Хронос». Свой первый полнометражный фильм он снял в 1993 году. Фильм ужасов «Хронос» Гильермо создал по своему сценарию. Второй фильм Гильермо снял спустя 4 года, уже находясь в Голливуде, вновь фильм ужасов с говорящим названием «Мутанты». После этого режиссер вновь вернулся на родину. Свою третью работу он представил в 2001 году - фильм «Хребет дьявола» рассказывает о гражданской войне в Испании, и в целом не оправдывает затраченных средств. Однако критика принимает его благосклонно, а Гильермо вновь возвращается в Голливуд. Здесь, 2002 году, он снимает сиквел «Блэйд 2» с Уэсли Снайпсом в главной роли. А затем презентует свой пятый фильм «Хеллбой: Герой из пекла», посвященный событиям времен Второй мировой войны. Но оглушительную популярность и уважение киноэлиты он получает в 2006 году, когда представляет ленту «Лабиринт Фавна», снятую по своему сценарию. Следом он снимает сиквел «Хеллбой II: Золотая армия» и готовится к амбициозному проекту – фильму ужасов «Франкенштейн»
Сэм Рэйми
Сэмюэль Маршал «Сэм» Рэйми — американский кинорежиссёр, сценарист, актер и продюсер, основатель компании Renaissance Pictures, получивший известность в жанре хоррор благодаря работам над трилогией «Зловещие мертвецы», фильму ужасов с элементами черного юмора «Затащи меня в ад». Во время обучения вместе со своим старшим братом Айваном Сэм основал кинематографическое сообщество Creative Filmmaking Society. Плодами этого объединения стал любительский короткометражный фильмужасов «В лесах». Многие идеи картины впоследствии были реализованы в серии фильмов «Зловещие мертвецы», который он смог профинансировать благодаря членам семьи, друзьям и нескольким инвесторам. Лента мгновенно приобрела статус культовой, принесла создателям существенную материальную прибыль и возвела начинающего режиссера в статус очень перспективного дебютанта. Также спродюсировал множество успешных фильмов ужасов, таких как «Проклятие», «Бугимен», «Посланники», «30 дней ночи», «Шкатулка проклятия» и ремейк своего первого полнометражного фильма «Зловещие мертвецы: Черная книга».
Виктор Сальва
Виктор Рональд Сальва — американский кинорежиссёр, который снимает преимущественно фильмы жанра хоррор. В 1986 году благодоря короткометражки «Нечто в подвале», привлек внимание Фрэнсиса Форда Копполы. Коппола помог профинансировать следующий фильм Сальвы, «Дом клоунов». Во время съемок «Дома клоунов», был обвинён в совращении 12-летнего актёра Нэйтана Уинтерса. Был арестован, получил трехлетний тюремный срок, затем досрочно-условно освобожден после отбытия 15 месяцев в тюрьме. Судимость серьёзно ударила по его карьере; после освобождения, несколько лет не мог найти режиссёрскую работу. Популярность Виктору пришла в 2001 году после фильма «Джиперс Криперс». После успеха первого фильма последовал сиквел, а также готовится третья часть, ставшей уже популярной, франшизы. Из последних хоррор работ, можно отметить такие картины как «Бульвар страха» 2011 года и «Дом призраков» вышедшая в 2013 году.
Джордж Ромеро
Джордж Эндрю Ромеро по праву считается законодателем жанра зомби-муви. Режиссер родился 4 февраля 1940 года в Нью-Йорке. После окончания известного Университета Карнэги-Мэллон в Питсбурге Джордж (полное имя Джордж Эндрю Ромеро) занялся режиссурой короткометражных фильмов и рекламных роликов. В конце 60-х вместе с друзьями Ромеро создал компанию Image Ten Productions, которая и финансировала съемки картины «Ночь живых мертвецов» (1968), ставшего классикой фильмов ужасов. Следующие фильмы Ромеро имели меньший успех по сравнению с дебютной картиной, однако не остались незамеченными; среди них: «Время ведьм» (1972); «Безумцы» (1973). В 1978 году Ромеро вернулся к жанру зомби с продолжением «Ночи живых мертвецов». «Рассвет мертвецов» (1978) имел даже больший успех, чем первая часть; при бюджете в 1,5 миллиона долларов фильм заработал более чем 40 миллионов в мировом прокате. Многие критики видели социальный подтекст в большей части работ Ромеро. Они рассматривали «Ночь живых мертвецов», как фильм сделанный в ответ на бурные 60-е, «Рассвет мертвецов», как сатира на общество потребителей, «День мертвецов», как исследование конфликта между наукой и военными, и «Земля мёртвых», как изучение классового конфликта. Последняя работа режиссера вышла в 2009 году, под названием «Выживание мертвецов».
Джон Карпентер
Джон Карпентер воистину значимая фигура в кинематографе жанра хоррор. В 1978 году Карпентер представил на суд публики знаковый для себя фильм «Хэллоуин», который стал первым из целого цикла одноименных лент, окончательно утвердивших режиссера в качестве мастера ужасов. «Хэллоуин» положил начало возникновению нового жанрового направления – «слэшер» (slasher), что в переводе означает «потрошилка». На создание ленты было затрачено 320 тысяч долларов, а в прокате она собрала почти в 190 раз больше – 60 миллионов. После успеха фильма, в 80-ых Карпентер выпустил ряд коммерчески успешных фильмов ужасов, таких как «Туман», культовый «Нечто», «Князь тьмы» и «Кристина» по роману Стивина Кинга. После череды взлетов и падений в 90-ых, режиссер снял несколько успешных проектов, среди которых мистический боевик «Вампиры» (1998), космический фильм ужасов «Призраки Марса» (2001) и сериал «Мастера ужасов». Последний фильм ужасов «Палата» вышел в 2010 году, который к сожалению провалился в мировом прокате.
Фрэнк Дарабонт
Фрэнк Дарабонт – знаменитый голливудский режиссер, сценарист и продюсер. Автор одних из самых популярных шедевров кино всех времен – фильмов «Побег из Шоушенка» и «Зеленая миля», за которые был номинирован на «Оскар», а также создатель культового сериала «Ходячие мертвецы». Первую свою короткометражку «Женщина в палате» снял в 1983 году, когда ему было всего 24 года. Эта лента была создана на основе произведения Стивена Кинга. Одновременно с этим дебютом Фрэнк помогал писать сценарий в соавторстве с другими писателями к фильму Чака Рассела «Кошмар на улице Вязов 3: Воины сна» (1987). Так, постепенно он начал работать в качество сосценариста на телевидении, а также на картинах Чака Рассела («Капля», 1988). В 31 год он выступил как режиссер со своей первой полнометражной лентой – телефильмом «Похороненные заживо» (1990). А затем представил совместный со Стивеном Кингом труд – телефильм «Коллекция ночных смен» (1994). Вскоре Кинг продал другу права на экранизацию своего рассказа «Побег из Шоушенка» всего за 1 доллар. Кто мог предполагать, что драма 35-летнего режиссера о борьбе за справедливость, станет одной из популярнейших картин Голливуда за всю историю кино. Следом за триумфом режиссер снял еще один шедевр по книге Кинга – «Зеленая миля» (1999) с Томом Хэнксом в главной роли. Также в 2007 году снова взялся за экранизацию Кинга – и представил фильм «Мгла». В 2010-м году вместе с командой создал сериал о зомби-апокалипсисе «Ходячие мертвецы», который обрел всемирную популярность.
Такаси Симидзу
Японский кинорежиссёр Такаси Симидзу наиболее известен как режиссёр серии японской фильмов ужасов «Дзю-он» (американский аналог — «Проклятие»). На сегодняшний день им снято 7 фильмов серии «Ju-on»/«Проклятье»: два телефильма, три полнометражных японских фильма и два американских ремейка. Можно сказать, что Такаши Шимицу сделал многое, чтобы привлечь весь мир к японскому саспенсу. Зрители влюбились в его малобюджетный фильм ужасов «Проклятие», а минимализм хоррора помог режиссеру наплодить целую кучу сиквелов, римейков, так что даже режиссер Сэм Рэйми решился приобрести права на съемки «Проклятия». Помимо этого, Шимицу снял хорроры «Лабиринт страха», «Маребито», «Кролик ужаса» и последний фильм, вышедший в 2014 году, «7500», которые к сожалению уже долеко не дотягивают до нашумевшего «Проклятия».
Дарио Ардженто
Дарио Ардженто – итальянский кинорежиссер, сценарист и продюсер, получивший наибольшую известность благодаря созданию фильмов в жанре хоррор. Является одним из прародителей джалло – поджанра фильма ужасов. Первым собственным режиссерским проектом стал фильм ужасов «Птица с хрустальным оперением». В 1975 году его картина «Кроваво-красное» принесла ему международную известность. Большинство кинокритиков и по сей день считают именно эту ленту лучшим фильмом Дарио. Далее Ардженто сконцентрировался на создании очередной трилогии «Три матери», в которую вошли фильмы ужасов «Суспирия», «Инферно» и «Мать слез». В 1978 году Дарио вместе с Джорджем Ромеро работал над созданием культового сплэттера «Рассвет мертвецов». В 1985-1986-м Ардженто на время отошел от режиссуры, написав сценарии к фильмам «Демоны» и «Демоны 2» для итальянского режиссера Ламберто Бавы. В 1987 году Дарио начал работу над постановкой оперы Верди «Макбет», показ которой должен был пройти на сцене театра Реджио в Парме. Работу сопровождали многочисленные неприятности и несчастия. В итоге постановка негласно была признана «проклятой». В 1996 году Ардженто создал первый итальянский фильм, в котором была использована компьютерная графика. Им стал триллер «Синдром Стендаля». В 2012 году на большие экраны вышел новый фильм ужасов Ардженто, созданный по мотивам одноименного романа Брэма Стокера, «Дракула 3D».
Альфред Хичкок
И конечно же нельзя не вспомнить выдающегося британского и голливудского режиссера, мастера триллера, Альфреда Хичкока, чье имя стало нарицательным. Его культовые ленты шесть раз номинировались на «Оскар»: «Ребекка», «Подозрение», «Спасательная шлюпка», «Завороженный», «Окно во двор», «Психо». Хичкок также обладает почетным «Оскаром» - наградой имени Ирвинга Талберга и «Золотым глобусом» за телешоу «Альфред Хичкок представляет». Первый триллер Альфред снимает в 27 лет - историю о маньяке, нападающем на блондинок, «Жилец» (1926). Альфред умел заманить зрителя в свое кино – именно ему принадлежит первый звуковой фильм, который с успехом прошел в прокате, «Шантаж». Уже в 1940-ом году он представляет свой первый американский фильм - легендарную «Ребекку» с Лоуренсом Оливье и Джоан Фонтейн, а в 1941 году - знаменитый триллер «Подозрение», обе картины получают «Оскар». Голливуду достаются лучшие годы работы Хичкока. Здесь он создает свои культовые триллеры, удостоенные «Оскаров» и номинаций в Каннах – «Завороженный», «Я исповедуюсь», «Поймай вора», «Окно во двор», «Человек, который знал слишком много», «В случае убийства набирайте «М», «Психо», «Головокружение». Последний фильм Хичкока – лента «Семейный заговор» 1976 года. Незадолго до смерти королева возвела режиссера в рыцари. Альфред Хичкок также удостоен награды от Американского института кино за вклад в развитие кинематографа.