В полной тишине фигура в маске расправляется с группой молодых преступников, применяя тщательно отрежиссированное насилие, а зрители задыхаются и аплодируют. Вы можете подумать, что это отрывок из последнего фильма о Бэтмене, но с таким же успехом это может быть сцена из любого слэшера.
Они могут быть кровожадными убийцами, но такие персонажи, как Джейсон, Призрачное лицо и Майкл Майерс, за многие годы стали любимыми иконами поп-культуры, их игрушки, одежда и другие лицензионные товары продаются так же, как и персонажи комиксов, которые недавно появились на киноэкранах. На самом деле, некоторые из нас выросли, боготворя этих супермощных убийц так же, как другие дети, возможно, были большими поклонниками Чудо-женщины или Человека-паука, и именно поэтому я хотел бы обсудить удивительное сходство между слэшерами и супергероями.
На первый взгляд, эти гиганты поп-культуры могут показаться полными противоположностями, но грань, разделяющая борцов с преступностью и костюмированных убийц, гораздо тоньше, чем кажется некоторым.
Даже самые основные элементы, составляющие запоминающегося злодея из слэшера, уже удивительно похожи на то, что мы привыкли считать традиционным супергероем. Посмотрите на культовые маски, костюмы и любимое оружие/гаджеты, которые снова и снова появляются в сиквеле за сиквелом. От поврежденных в боях хоккейных масок до нелепо длинных бензопил, эти визуальные элементы становятся частью фирменного стиля персонажа, как плащи, капюшоны и бэтаранги.
Черт возьми, некоторые слэшеры даже обладают буквальными сверхспособностями: Фредди вторгается в сны своих жертв, а Джейсон обретает сверхсилу после воскрешения из мертвых. На самом деле, креативность некоторых из этих способностей впечатляет не меньше, чем в классических комиксах. Такие персонажи, как Джинн из "Исполнителя желаний" и Габриэль из "Злое", обладают абсурдными способностями, которые были бы как у себя дома в золотой век комиксов. Конечно, самая большая суперсила, присущая почти всем слэшерам, - это их неспособность сталкиваться с постоянной смертью. Эти убийцы почти всегда возвращаются для новых приключений, как и герои классических комиксов.
Еще одно поразительное сходство заключается в том, что мотивацией для слэшеров могут служить трагические истории происхождения. Кэндимен стал жертвой ужасного линчевания, прежде чем превратиться в живую городскую легенду, и даже Фредди Крюгер погиб от рук самосуда. Франшиза "Пятница, 13-е" - еще лучший пример, поскольку возвращение Джейсона из мертвых после того, как вожатые лагеря позволили ему утонуть, - это почти нелепая попытка связать первый фильм с его продолжениями, что является еще одной традицией комиксов.
У некоторых из этих персонажей даже есть постоянный враг, например, доктор Лумис Майкла Майера или Энди Барклай Чаки, и эти ужасные дуэты вступают в бесконечную борьбу, как Бэтмен и Джокер или Человек-паук и Зеленый Гоблин. Существуют даже вселенские кроссоверы, в которых мифологии объединяются, чтобы поставить одного слэшера против другого, будь то Фредди против Джейсона или спин-оффы комиксов, такие как Кожаное лицо против Джейсона или Режь/Руби против Чаки.
То, что новые сценаристы и режиссеры добавляют свои собственные штрихи к этим сложным мифологиям ужасов, также сравнимо с постоянно меняющейся историей комиксов. Персонажи развиваются с годами, и разные художники предлагают новые и захватывающие интерпретации любимых героев и злодеев. От «Кошмара на улице Вязов 3: Воины сна», где Фредди был буквально сыном сотни маньяков, до Дэвида Гордона Грина, который представил Майкла Майерса в образе пожилого Джона Уика, - эти постоянные дополнения гарантируют, что современные легенды выживут.
Это также означает, что и супергерои, и слэшеры часто проходят через периодическую перезагрузку после того, как длительные саги изживают себя, сценаристы возвращают историю к привычному статус-кво и адаптируют персонажей для новых поколений. Когда речь идет о фильмах слэшерах, эти перезагрузки могут происходить в форме сиквелов, игнорирующих все, кроме оригинала, или даже полных ремейков, перезапускающих историю с нуля, но дух, стоящий за ними, тот же, что и у таких печально известных событий в комиксах, как "Новые 52" DC или Marvel’s Ultimate.
И если говорить о сиквелах наследия, то недавний "Хэллоуин убивает" - отличный пример того, как фильмы о слэшерах стали еще более похожими на комиксы. Дэвид Гордон Грин расширил незначительные детали оригинального фильма Джона Карпентера, чтобы создать свою обновленную версию злодея. От Томми Дойла в исполнении Энтони Майкла Холла до Мэрион Чемберс в исполнении Нэнси Стивенс, эти персонажи наследия воспринимаются как культовый актерский состав второго плана, подобно тому, как в комиксах отдают дань уважения приятелю Супермена Джимми Олсену или даже Лане Лэнг.
На самом деле, смотреть, как Майкл Майерс жестоко расправляется с группой бунтовщиков из Хэддонфилда, по сути, так же захватывающе, как смотреть, как Бэтмен уничтожает банду преступников из Готэм-сити. Конечно, один из этих персонажей совершает немотивированные убийства, а другой, возможно, пытается сохранить город в безопасности, но многие из нас смотрят эти фильмы только для того, чтобы увидеть, как культовый персонаж разрушает общество, будь то в роли задумчивого мстителя или буквального злодея.
Вот почему часть той же социальной критики, направленной на концепцию супергероев, может быть применена и к слэшерам, поскольку обе эти концепции разделяют склонность к радикальному морализму, который опасно близок к прославлению квазифашистских фантазий. То, что классические злодеи ужасов почти всегда нацелены на подростков, занимающихся такими культурными табу, как добрачный секс и повседневное употребление наркотиков, несомненно, является проблематичной концепцией, хотя можно утверждать, что эти жуткие персонажи могут быть менее проблематичными, чем их коллеги-мстители. С момента своего появления фильмы о слэшерах почти всегда изображали этих убийц антагонистами, несмотря на их трагические истории и моральные оправдания, в отличие от некоторых историй о супергероях, которые просят нас болеть за таких убийц, как Каратель или даже Дэдпул.
Хотя важно признать проблемы, связанные с боготворением буквальных (хотя и чисто вымышленных) убийц, наша любовь к злодеям из слэшеров напоминает о том, как Гильермо дель Торо обосновывает свою идентификацию с классическими монстрами Universal. Прозорливый режиссер утверждает, что эти культовые существа были темным зеркалом общества, но в то же время служили источником солидарности для чудаков и чудачек повсюду, и я думаю, что то же самое относится и к слэшерам.
Почти десять лет назад один мой друг сказал, что ему кажется забавным, что в моей комнате на одной стороне висит плакат с изображением Призрачного лица, а на другой - Человека-паука. Тогда я не придал значения его замечанию, но сегодня я считаю, что он что-то уловил, поскольку эти персонажи вполне могут быть противоположными сторонами одной медали. В конце концов, злодеи слэшеров были героями для некоторых из нас, часто доставляя зрителям некую форму катарсической радости, когда они по-своему жутко боролись с несправедливостью мира. Они также утешали нас, поклонников ужасов, кровавыми развлечениями, когда нам нужно было отдохнуть от реальных проблем, и это, на мой взгляд, достаточно героично.