«Говорящая доска» или «уиджа» (англ. Ouija board) — доска для спиритических сеансов с нанесёнными на неё буквами алфавита, цифрами от 1 до 9 и нулём, словами «да» и «нет» и со специальной планшеткой-указателем.
Изобретена в XIX веке американцем Элайджей Бондом (англ. Elijah Bond) как не связанная с мистикой домашняя игра. Партнёр Бонда, Чарльз Кеннард, предложил рекламировать её как древнеегипетскую игру; при этом заявлялось, что словом «уиджа» древние египтяне обозначали удачу. По другой версии, Ouija — это комбинация двух слов, означающих «да»: французского «oui» и немецкого «ja».
В период Первой мировой войны доска была популяризирована американской спиритуалисткой Перл Курран (англ. Pearl Curran) в качестве спиритического инструмента наподобие китайского ящика фуцзи.
Доска Уиджа изготавливается из любого сорта дерева, имеет ровную, чаще всего лакированную поверхность. Существуют различного дизайна планшетки-указатели. Обычно они делаются из той же породы дерева, что и доска, и для лёгкого передвижения по доске имеют полированную нижнюю поверхность.
Колдовская доска должна содержать обязательные символы: алфавит (любой), цифры, слова «да» и «нет». Могут быть и другие символы. Обычно во время сеанса кончики пальцев располагаются на планшетке, которая движется и отвечает на вопросы либо односложно «да» и «нет», либо позволяет составить фразы при помощи букв и цифр. Указателем служит либо заострение на планшетке, либо отверстие в ней, в котором появляются символы доски.
Спиритуалисты, использующие доску, утверждают, что общаются таким образом с духами умерших, но «не стоит забывать, о том, что существует масса неграмотных духов, способных давать неправильные ответы».
Для работы с доской наиболее частые указания таковы:
При работе вдвоём можно положить доску посередине на стол, касаясь обеими руками планшетки-указателя.
Если работает один оператор, то доска кладётся на колени, а обе руки на планшетку.
Если буквы на доске нанесены по кругу, то и планшетка движется по кругу, останавливаясь на выбранных буквах алфавита.
Возможно также использование планшетки без доски. Если она имеет отверстие, то, вставив карандаш, кладут планшетку на лист бумаги. То, что пишет карандаш на бумаге, по заявлению спиритуалистов является ответом духа.
Интересные факты
Некоторые пользователи доски полагают, что к процессу расшифровки ответов подключаются паранормальные силы. Однако скептики уверены, что пользователи доски уиджа, сознательно или нет, сами решают, как истолковать выпавший символ. Скептики рекомендуют участнику сеанса воспользоваться доской с завязанными глазами в присутствии незаинтересованного наблюдателя. Как правило, результаты будут весьма непонятными.
Движение планшетки связаны не с духами, а с бессознательными движениями людей, управляющих указателем. Такие же бессознательные движения влияют на результаты биолокации.
Доска для спиритических сеансов впервые была представлена американской общественности в 1890 году в качестве салонной игры в магазине новинок.
Э.К. Райхе, Элайджа Бонд и Чарльз Кеннард … усовершенствовали традиционную «ведьмину доску». Они распределили по доске буквы алфавита, расположив их в две дуги. Под буквам алфавита находились числа от одного до десяти. По углам располагались слова «Да» и «Нет».
Кеннард дал новой доске название «уиджа» в честь египетского слова, обозначающего удачу. На самом деле, «уиджа» вовсе не египетский аналог слова удача. Как известно, это название было сообщено во время сеанса самой доской, потому и закрепилось за ней.
Кеннард лишился своей компании, но в 1892 году ее новым владельцем стал его бывший бригадир Уильям Фалд.
Одним из ухищрений, на которые пошел Уильям Фалд, когда впервые предстал перед публикой в качестве главы компании, состояло в том, что он заново придумал историю создания доски. Он присвоил себе авторство доски и сообщил о том, что слово «уиджа» образовано в результате слияния французского слова oui, означающего «да» и немецкого слова ja, также означающего «да».
Несмотря на то, что доску «уиджа» можно купить в магазине, торгующем сувенирами и играми, многие люди клянутся, что в ней есть нечто оккультное. Например, Сюзи Смит в книге «Признания экстрасенса» утверждает, что после общения с доской она стала психически неуравновешенным человеком. В книге «Тридцать лет среди смерти» американский психиатр Карл Уикленд признается в том, что использование доски «уиджа» привело его в состояние «такого дикого безумия, при котором необходимо ложиться в психиатрическую больницу». А не бывает ли это, когда оккультизмом занимаются любители? Бывает, когда они очень восприимчивы, не очень скептичны и главное, крайне возбуждены. Тем не менее даже весьма интеллигентные люди были очень увлечены сеансами, проводимыми с доской, хотя с ума они не сходили. Этим людям зачастую трудно признаться, что за «общением» кроется идеомоторный эффект, отражающий неосознаваемые мысли. Одна из причин, по которой им трудн принять такое объяснение, заключается в том, что «общение» с доской иногда бывает неприятным и даже отвратительным. С психологической точки зрения, заманчивее приписать авторство неутешительных прогнозов злым духам, чем признать самого себя пристанищем негативных мыслей. К тому же, такое «общение» выражает не столько желания, сколько страхи, например смерти. Подобные мысли могут влиять на некоторых людей весьма сильно.
Увиденные послания могут оказывать поразительное воздействие на впечатлительных людей. Как показали опыты, у приличных людей зачастую обнаруживаются неприличные мысли, о которых они не знают. Тот факт, что для некоторых людей общение с доской «уиджа» становится серьезной помехой на пути к наслаждению прелестями жизни, заставляет избегать встреч с этой доской, поскольку она отнюдь не безобидный номер увеселительной программы. Однако стоит помнить о том, что генерируемые доской послания – лишь продукт нашего собственного разума.