Человек человеку волк. А зомби зомби зомби… Несмотря на схожие описания и черты различных культур, книг и фильмов, зомби в различных культурах представлены по-разному. Под зомби понимается оживлённый фантастическим образом труп или зомбированный живой человек — полностью потерявший контроль над собой и своим телом или подчиняющийся чьим-то приказам.
Принято считать, что исследователи начинают историю зомби с антропологических изысканий конца XIX — начала ХХ века, когда западный мир открыл для себя магию Вуду. Идея человека, у которого колдун похищает душу и делает его сознание подконтрольным, быстро приобрела популярность на Западе, и прежде всего в США. Уже в 1930-е годы появился один из первых фильмов на эту тему «Белый зомби». Первым фильмом, в котором прямо отождествляются ожившие покойники и вудуистское понимание зомби, стал классический готический фильм ужасов «Чума зомби» (1966) студии Hammer. Несмотря на свою малую известность у зрителей он оказал заметное влияние на жанр фильмов о зомби.
Термин «Зомби» прочно связан с Вуду — магической практикой жителей островов Карибского бассейна (Гаити, Ямайка, Тринидад, Куба). Корни Вуду уходят в Западную Африку (Бенин), откуда привозились на Гаити рабы.
Зувемби — женщина-зомби в культуре вуду
Зувемби (англ. Zuvembie) — неологизм, обозначающий зомбиподобную нежить, результат колдовских обрядов Вуду. Впервые существа упоминаются в рассказе Роберта Говарда «Голуби преисподней». В одном из русскоязычных переводов используется наименование Зумбези.
Зувемби являются результатом использования магического зелья, рецепт которого знают жрецы вуду, поклоняющиеся змееподобному божеству Дамбала. Примечательно, что зувемби становятся только женщины (зомби-ведьма). Напоенная зельем женщина теряет свою личность, становясь кровожадной зомби, но вместе с тем обретает нечеловеческую силу и способности к гипнозу и управлению мёртвыми, а также долголетие. Зувемби не может разговаривать, но обладает способностью приманивать жертву с помощью сверхъестественного свиста, что делает её схожим с другим известным мифологическим персонажем — вендиго.
Ещё одной особенностью этого существа является способность внушения искусственной темноты, гипнотически ослабляя восприятие света потенциальной жертвой. По всей видимости, зувемби вовсе не нуждается в пище, убивая лишь ради компенсации своей неукротимой ненависти, по сути являясь воплощением и орудием смертельной мести. Согласно тексту рассказа Говарда «Голуби преисподней», зувемби более сорока лет постоянно находилась в тайной комнате с тремя повешенными сёстрами, тела которых не имели следов повреждения.
Образ зувемби активно использовался и используется по сей день. Например, в играх серии «Left 4 Dead», во вселенной «Обитель зла», Warcraft и не только.
— Зувемби, — машинально повторил старик. Глаза его опять затуманились. — Зувемби — это те, что когда-то были женщинами. О них знают на Невольничьем Берегу. О них рокочут по ночам барабаны на холмах Гаити. Творцов зувемби почитает народ Дамбалы. Смерть тому, кто расскажет о них белому человеку! Это одна из самых заклятых тайн Бога-Змея… Я слышал о зувемби. Видимо, колдуны знают рецепт снадобья, от которого женщины сходят с ума. Хотя это не объясняет всего остального: гипнотическую силу, небывалое долголетие, власть над мертвецами… Нет, зувемби, видимо, не просто безумная женщина. Это чудовище в облике человека, порожденное колдунами болот и джунглей… Вы только посмотрите на это лицо, на руки, похожие на клешни, на черные звериные когти! Да, раньше она была человеком… [Голуби преисподней, Роберт Говард]
Деретник — якутский зомби
Деретник — самый настоящий оживший мертвец, одержимый злыми силами. Деретниками становятся некоторые самоубийцы, люди, умерщвленные сильными абаасы (огромные каменные чудовища с железными зубами), а также хищные шаманы, завещающие свои тела после смерти различным демонам и прочим потусторонним тварям.
Деретник не может внятно говорить, разлагается на ходу, судорожно дергается, не чувствует боли и желает лишь одного — поглощать людскую плоть. От большинства экранных зомби его отличают недюжинная сила и способность быстро передвигаться, чуть ли не бегать.
Человек превращается в деретника в течение суток после своей смерти, и единственный способ предотвратить такую трансформацию – вовремя похоронить тело надлежащим образом. Легко ли справиться с зомби—деретником?
Дело происходило в советские времена. Двое якутских охотников отправились глубоко в тайгу и заблудились в незнакомой местности. Было лето, сумерки наступали поздно, и мужчины решили не ночевать под открытым небом и поискать выход на дорогу. Однако ближе к полуночи они и вовсе забрели в глухую чащу, и тут один из друзей сказал, что в этом месте что-то не так… Он всегда был чувствителен ко всякого рода аномалиям и как будто даже имел в своем роду шамана. Мужчина не успел ничего объяснить, потому что из-за деревьев выскочило лохматое человекоподобное существо двухметрового роста и набросилось на него: повалило на землю и прокусило острыми, как бритва, зубами плечо. Второй охотник не растерялся и тут же вскинул ружье. Раненная картечью в голову, жуткая тварь завизжала и буквально растворилась в воздухе. Охотник бросился было к своему другу, но тот запретил подходить. Сказал, что чувствует близкую смерть, но еще страшнее то, что после нее он наверняка превратится в деретника и станет опасен.
– Не глупи, дойдем как-нибудь до дороги, а там поймаем машину и отвезем тебя в больницу. Все будет в порядке, – подбадривал раненого товарищ. Но у того уже вздулись вены на голове, покраснели глаза, а кожа стала белее снега. На последнем издыхании несчастный сказал другу: – Слушай меня очень внимательно и делай в точности так, как я скажу. После моей смерти отрежь мне голову. Похорони меня прямо на этом месте, как можно глубже под землей. Никаких камней и крестов не надо. Положи мое тело на живот, и помести отрезанную голову между ногами, но сначала натолкай в рот земли. После этого живее уходи. Произнеся это страшное наставление, бедняга отдал Богу душу.
Битый час его приятель пытался подступиться к трупу, но так и не поднялась у него рука надругаться над бездыханным телом. В конце концов он выкопал неглубокую яму, положил в нее мертвеца лицом вверх, закопал его, повесил на ближайшее дерево яркий лоскут ткани, чтобы впоследствии найти это место, и поспешил скрыться. …Он шел несколько часов, уже близился рассвет. Вдруг за спиной захрустели ветки, словно кто-то несся по следам охотника. Тот остановился, зарядил двустволку и обмер: из-за кустов выскочил похороненный им давеча друг – весь в земле, с растрепанными волосами, темными пятнами на коже и пустыми, неподвижными глазами. Увы, предсказание умирающего сбылось, он и в самом деле стал деретником! [История из местного фольклора]
Скандинавские зомби: драуг (драугр), хаугби
В норвежских сагах прообразом зомби можно считать хаугби (haugbui, от haugr — «курган»). Это обитатель кургана, труп, продолжающий жить в своей могиле. Хаугби почти никогда не покидает места своего захоронения.
В исландских сагах обычно фигурирует драуг (draugr), известный также под названием аптганг (aptrgangr, букв. «ходящий после», «разгуливающий после смерти»). Более известен вариант произношения «драугр», наверняка, во многом благодаря компьютерным играм.
Драуг — это оживший труп, выходящий из своего могильного холма или доставляющий людям беспокойство по дороге к месту погребения. Но и в том, и в другом случае у скандинавской нежити есть физическое тело — собственно, труп покойного. И, хотя, для ее описания может употребляться слово «привидение», современные представления о призраках или бестелесных духах к этим сверхъестественным существам неприменимы.
Навьи — славянские зомби
Навьи – это одна из разновидностей так называемых заложных покойников, то есть людей, которые закончили жизнь «неправильно», а потому не могут попасть в мир иной. Навьями становились самоубийцы и некрещеные дети. К их армии могли примкнуть и долгожители, потому как в древности считали, что старики, которые слишком долго живут, питаются энергией молодых сородичей.
Они насылали на людей болезни, безумие и мысли о самоубийстве, губили скотину. Именно ходячих мертвецов жители Руси винили в плохом урожае или неблагоприятных погодных условиях. Считалось, например, что засуху вызывают навьи-утопленники, которые никак не могут утолить свою жажду на том свете.
Навьи появлялись на улицах преимущественно в темное время суток и убивали всех, кто попадался им на пути. Однако иногда они покидали свои могилы и днем, становясь невидимыми для людского глаза. Навьи не были бестелесными созданиями. Ожившие мертвецы могли выбираться из своих могил, бродить по округе, наводя ужас на живых людей. Это те, кто не нашел покоя после своей кончины, кого не принял загробный мир.
Для того, чтобы избавиться от назойливой и опасной навки следовало брызнуть на нее святой водой. В этом случае сущность превращалась в ангела и становилась своеобразным защитником того, кто ее «покрестил». Также избавиться от навий было возможно, обратившись к знахарю или ведуну. Он проводил магический ритуал, позволяющий мертвому обрести покой. А если человека не отпускало на тот свет какое-то незаконченное дело или не выплаченный долг, то ему можно было помочь завершить все земные заботы.
Еще один способ избавления от ходячих мертвецов — это уничтожение так называемой «навьей косточки». Нужно было разрыть могилу покойного, и если истлевший труп находится там, следовало найти единственную нетронутую тлением кость. Считалось, что именно в ней заключается мистическая сила навьи. Уничтожив косточку любым возможным способом, можно было больше не волноваться: душа мертвеца ушла в загробный мир навсегда.
По народным поверьям, традиционный кол в сердце, которым избавлялись от упырей и вурдалаков, тоже помогает. На могилах рассыпали маковые или любые другие зерна, чтобы мертвецы увлеклись их сбором и забыли тревожить живых. Для защиты домов использовались металлические предметы: в косяки дверей втыкали иглы.
В славянской мифологии потусторонний, загробный мир называется «навь». А его обитатели могут как причинить людям серьезный вред, так и помочь в непростой ситуации или указать, где зарыт клад. Издревле на Руси отмечали «Навий день», когда поминали покойных предков.
Вендиго — зомби в мифологии алгонкинов
Вендиго или виндиго (англ. Wendigo или англ. Windigo) — дух-людоед в мифологии алгонкинов. Первоначально воспринимался как символ ненасытного голода и голодной зимы, впоследствии стал служить предостережением против любых излишеств человеческого поведения.
В современной массовой культуре, особенно американской, вендиго часто предстают как своего рода нежить наподобие зувемби. Истоки этого образа восходят к повести А. Блэквуда «Вендиго» (1910), к комиксам «Марвел» 1970-х гг. и к одноимённому образу из бестселлера С. Кинга «Кладбище домашних животных» (1983).
Вендиго не рождаются, ими становятся. Дух вендиго может вселиться в любого человека, если тот вольно или невольно нарушит табу каннибализма. Формально, трудно сказать, что вендиго — разновидность зомби. Однако же, считалось, что превратиться в вендиго можно в результате проклятия знахаря, укуса вендиго, начав есть человеческую плоть. Симптомы, образ жизни и происхождение схожи. Разве что, вендиго гораздо более приспособлен к «охоте» и сложнее устроен. Исходя из мифа, эти существа были высокие, с безгубым ртом и острыми зубами, а силуэт похож на человеческий. Тела у них полупрозрачные. Они выше нормального человеческого роста, очень худого телосложения. Обладают тонким слухом, ночным зрением и приманивают жертву свистом.
Индейцы утверждали, что вендиго возник, когда отважный воин продал душу, чтобы отвести угрозу от своего племени. Как только угроза миновала, он ушёл в лесную чащу, и с тех пор о нём ничего не слышали. По другим легендам, вендиго постепенно терял человеческий облик из-за использования чёрной магии, помноженной на каннибализм.
Китайский зомби — Цзян Ши
Китайский «оживший труп» сочетает в себе классические атрибуты зомби и вампира. Цзян Ши часто являются людьми, которые были жертвами самоубийств или убийства. Они могут выглядеть более или менее сносно, если недавно умерли, хотя их тела покрыты могильной плесенью и разлагающейся плотью. Причем китайский зомби движется крупными прыжками, преследуя свою жертву.
Убить китайского зомби так же сложно, как и ходячего мертвеца. Пуля, попавшая в тело лишь замедлит его, и только выстрел в голову гарантирует, что смерть настигла его окончательно. Кроме того, цзян-ши не выносит уксус. Эта жидкость для него эквивалентна смертельному яду, так что если ухитриться влить некоторое количества уксуса в рот существу, гибель его будет почти мгновенной. Еще один изощренный способ убийства — вылить на него кровь недавно умершей собаки.
Примечательно, что цзян-ши имеют еще одно сходство со своими — они питаются людьми. Вот только ходячие мертвецы довольствуются плотью, а китайским зомби нужно то, что делает нас человеком, — душа. Китайское мировоззрение подразумевает, что душа является хранилищем мощной энергии ци. Ей-то и пытается завладеть цзян-ши. И если обычному зомби достаточно просто отхватить кусок плоти (пусть даже и с живого человека), то китайский живой мертвец сначала убивает жертву и лишь после этого приступает к поглощению ци.
В западной культуре известны два типа зомби: гаитянские, восставшие по чужой воле, и подвергшиеся заражению болезнью (как в большинстве фильмов ужасов). Так же и в китайской культуре есть два вида цзян-ши: восставшие из мертвых в течение нескольких часов после смерти и восставшие из могилы спустя месяцы или даже годы, но при этом не подвергшиеся разложению.
Причины, по которым люди становятся цзян-ши после смерти, довольно разнообразны: преждевременное погребение, занятие черной магией и, пожалуй, самое интересное — удар молнией. К слову, электрический разряд уже играл роль пробуждающего к жизни в классической новелле Мэри Шелли «Франкенштейн». Есть и еще один способ стать живым мертвецом, и он, безусловно, знаком всем фанатам зомби-тематики. Когда цзян-ши убивает человека и забирает его ци, жертва сама становится цзян-ши. Очевидно, то процесс похищения жизненной энергии эквивалентен укусу инфицированного зомби.
Странные захоронения «анти-зомби»
В Сирии археологи обнаружили черепа в районе, который они датировали в 10 000 лет. Кто-то специально удалил голову от тел, оставив странную тайну захоронений. По-видимому, этот ритуал был традицией в течение некоторого времени в регионе Европы / Ближнего Востока, поскольку археологи нашли другие области, подобные этому захоронению. Хуан Хосе Ибаньес из Национального исследовательского совета Испании в Барселоне говорит: «находка может предполагать, что культуры каменного века опасались мертвых, представляющих угрозу миру живых.
В 1980-х годах археологи обнаружили могилы в некрополе Сицилии, заселенный греками около 800 г. до н, эры. В некоторых гробницах тела были придавлены валунами и другими тяжелыми предметами. Эксперты полагают, что могилы, возможно, принадлежали людям, которые, по мнению греков, могли подняться из своих могил. Чтобы предотвратить появление нежити, древние греки сжигали, расчленяли, либо удерживали мертвого камнями в могиле.
Древние греки считали, что некоторые люди особенно склонны возвращаться в качестве зомби: самоубийцы, жертвы убийств и незаконные дети. Кроме того, дети, родившиеся в несчастливый день или с врожденными дефектами, и люди, которые умерли от утопления, чумы или проклятия, могут подняться из могилы жуткими гниющими телами.
Начиная с находки в 1980-х годах, археологи обнаружили много могил с потенциальными жертвами зомбизма, в том числе на Кипре. Умерших захоронили между 4500 и 3800 годами до нашей эры и «прикололи» в своих могилах к земле.
Африка и Гаити. Истоки зомби
История зомби в Гаити имеет африканское происхождение, и как уже отмечалось, слово «зомби» восходит к Западной Африке, равно как и религия Вуду. Однако у западноафриканского зомби не было тела; существо было бесформенным. Правда в некоторых южноафриканских странах верили в зомби с физическими телами.
В этих странах колдуны и ведьмы могли превратить любого в зомби. С помощью заклинаний черной магии они могли убить человека, а затем реанимировать тело, чтобы использовать зомбированного в личных интересах.
Идеи о зомби и практика Вуду мигрировали по всему миру посредством работорговли. Французы правили Гаити с 1625 по 1804 год, и основали сахарные плантации. Они импортировали рабов из Африки, для тяжелого труда на плантациях, а рабы принесли с собой интересный фольклор и убеждения.
Практика оживления трупов была засекречена и передавалась из поколения в поколение в семье колдуна. Существует масса версий, каким образом удавалось воскресить умершего человека. Есть предположения, что своим жертвам — ещё живым людям — колдуны подмешивали некое средство, от которого те впадали в беспробудный сон или некую форму клинической смерти. После того как человека закапывали, колдун раскапывал человека и возвращал к жизни. Отведавший данного средства терял рассудок и был способен выполнять лишь простейшие указания.
Духи людей, которые погибают от неестественных причин, склонны задерживаться возле своей могилы. Они вынуждены ожидать одобрения богов, прежде чем смогут присоединиться к предкам в загробной жизни. В таком состоянии души умерших чрезвычайно уязвимы для похищения мощным бокором-колдуном. С помощью магии он может заключить душу в банку и использовать ее для контроля над телом.
Интересно, что гаитяне находят бокора гораздо более страшным, чем зомби, потому что зомби полностью подчиняется воле колдуна и управляется его магический силой. Некоторые бокоры доброжелательны и используют зомби, чтобы помочь им создать целебную магию.
Стоит отметить, что в африканских верованиях и культе Вуду зомби вовсе не является плотоядным и кровожадным, а представляет собой некое слабоумное полумёртвое существо, которое исполняет команды. Плотоядный и кровожадный характер, как считают исследователи, зомби получили от поверий из японской мифологии.
Духи Бусо — японские зомби
В мифологии Японии есть такие существа, как «голодные духи» или духи Бусо. Бусо — это духи людей, которые умерли голодной смертью. Такие духи практически лишены интеллекта и не могут думать ни о чём, кроме еды. Выглядят духи Бусо, как разлагающиеся трупы.
Они появляются по ночам, рыщут по улицам в поисках своих жертв, и нападают на живых людей, чтобы съесть их плоть. Вполне вероятно, что поверия — африканское и японское — срослись в массовой культуре и превратились в зомби, которые являются главной причиной апокалипсиса в современных книгах и фильмах ужасов.