Благодаря поэме Данте Алигьери «Божественная комедия» мы примерно знаем, как могут выглядеть девять кругов ада. Но представлять в уме – это одно, а видеть на экране – совсем другое: у каждого кинематографиста свой собственный взгляд на самое мрачное из всех мест во вселенной, и его реализация зависит от многих факторов (фантазии режиссера, мастерства раскадровщиков, выделенных на все это средств)... Вспомним десять самых примечательных изображений пекла в фильмах ужасов, а уж насколько смелые визуализаторы справились со своей задачей – решать вам.
Бывает так: спускаешься в парижские катакомбы с группой диггеров, чтобы найти философский камень, спрятанный там средневековыми алхимиками, а находишь вход в ад с табличкой «Оставь надежду, всяк сюда входящий». Герои ленты Джона Эрика Даудла – люди рассудочные, потому, хоть и не без опасений, они все же лезут в узкий темный лаз – и обнаруживают, что преисподняя мало чем отличается от нашего мира (недаром оригинальное название ленты – «Что вверху, то и внизу»); наказанием же попавшим сюда служат не черти с вилами, а чувство вины за намеренные или нечаянные грехи прошлого. Любопытно, что предыдущий фильм Даудла назывался «Дьявол» – и по этой ли либо по какой-то другой причине, но в данной ленте места для «отца всякой лжи» не нашлось: за него здесь отдуваются некие бледнолицые демоны в балахонах. Данте Алигьери такую трактовку вряд ли одобрил бы, однако ему не приходилось работать в рамках строгих голливудских бюджетов: уметь соорудить ад всего за $5 миллионов – это тоже искусство.
По мнению фанатов Сэма Рейми, режиссер «Зловещих мертвецов» много лет растрачивал свой талант впустую, занимаясь трилогией «Человек-паук», – и сам Рейми, вероятно, это чувствовал, потому что, завязав со Спайди, первым делом выпустил хоррор «Затащи меня в ад». Насколько удачной оказалась новая попытка напугать аудиторию, зрители спорят до сих пор: как ни странно, лента о девушке, пытающейся снять с себя несправедливо наложенное проклятие, давит больше на омерзение, чем на ужас, а заявленный в заглавии ад в ней мелькает всего несколько секунд. Тем не менее одно можно понять вполне определенно: преисподняя действительно находится под землей, и огня там хоть отбавляй. Это точно не то место, куда можно сходить на экскурсию и тихо улизнуть – но если вы «счастливчик» вроде Джастина Лонга, вам, возможно, удастся заглянуть туда одним глазком
«Страшилы» Питера Джексона были смелым для своего времени проектом, успех которого во многом зависел от cgi-графики, и, конечно, будущий экранизатор «Властелина Колец» не мог не попытаться показать ад, в который попадает парочка серийных убийц. Взять рассказы о тоннеле, который якобы видят люди, пережившие клиническую смерть, добавить гарпий и кипящей лавы – вуаля! Тоннель становится кровавым, парочку терзают и заглатывают змеи, и все погружается в огненную жижу. Данте описывал седьмой круг ада, куда попадают насильники всех мастей, несколько иначе – но книга ведь создавалась в XIV веке. Не исключено, что там за протекшее время могло кое-что и поменяться
Несмотря на многообещающее название хоррор-франшизы, в первой серии любители хорроров прогулки по преисподней так и не дождались. Не беда: во второй части режиссер Тони Рэндл наверстал упущенное. Ад в сиквеле выглядит как лабиринт, над которым вращается гигантская многоугольная конструкция, испускающая тьму и молнии. Эта богоподобная сущность, управляющая лабиринтом, носит имя Левиафан и умеет превращать принесенных ей в жертву людей в сенобитов – уродливых демонов, плоть которых изрезана, перекручена и прошита гвоздями. Проникнуть в этот ад, словно бы рожденный фантазиями нацистского доктора Менгеле, можно через схизму – пролом в реальности, который генерируется с помощью специальной шкатулки-головоломки. Попадают на обед к Левиафану, таким образом, самые любознательные (сплошь и рядом, впрочем, оказывающиеся распутниками и развратниками). Оригинальность концепции этого «пекла» заставляет думать, что, возможно, ад существует не в единственном экземпляре – кому-то предписана христианская версия загробной жизни, а кому-то – вот такая. Поэтому если увидите где-то головоломку типа той, что в фильме, на всякий случай держитесь от нее подальше. Мало ли что…
До того как Пол У.С. Андерсон женился на Милле Йовович и посвятил свою жизнь бесконечному зомби-сериалу «Обитель зла», он попытался увязать адские муки с новейшими технологиями в научно-фантастическом хорроре «Обитель зла». По Андерсону, сверхсветовые космические двигатели, работающие на энергии «черных дыр», появятся уже совсем скоро, вот только пользоваться ими не рекомендуется: неизведанное пространство за т.н. «горизонтом событий», в которое попадает корабль при прыжке из одной точки в другую, – это иная Вселенная, другое измерение, параллельная реальность, подозрительно смахивающая на христианский ад. Здесь в ассортименте представлены острые штыри и пики, реки крови, огонь, кипящая смола, колючая проволока и прочая атрибутика того же порядка. Пройдя через преисподнюю, никто из членов экипажа, разумеется, не выживет, а вот сам космический корабль, наоборот, обретет сознание и начнет замышлять недоброе. Одержимый демонами ада космолет – почему бы и нет? Ведь это же Пол У.С. Андерсон.
Медиум и экзорцист Джон Константин – такой тонкий знаток потустороннего, что для него прогуляться в ад и вернуться обратно не составляет никакого труда. Приятного в аду мало: пылающая земля, мусорный ветер, в подземных пещерах воют и томятся грешники, а апокалиптичный потусторонний пейзаж населен странного вида антропоморфными демонами без верхней части головы, которым лучше не попадаться в зубы. Однако из всего можно извлечь плюсы: Константин, побывав в аду и пообщавшись с Сатаной и его слугами, не только остается жив, но и излечивается от рака. Режиссер Фрэнсис Лоуренс, экранизировавший комикс «Посланник ада», как бы намекает нам: не все версии киноада одинаково бесполезны.
Солдат-профессионал Эл Симмонс сожжен заживо собственным подлым начальником и попадает в ад – объятую огнем пустоту с висящими в ней обломками скал, где похожий на крысу-мутанта дьявол предлагает вояке сделку: Симмонс может вернуться обратно на грешную землю при условии, что возглавит адскую суперармию. Движимый чувством мести Эл соглашается (да и кто бы отказался?), однако вскоре выясняется, что время в аду течет намного быстрей, чем в мире живых, и пока они с Сатаной обговаривали свою сделку, на земле успело пролететь пять лет, а его невеста уже вышла замуж за другого парня... Сообразив, что дьявол намерен устроить его руками конец света, Симмонс быстро меняет планы и обращает свое оружие против новых «коллег». В 1997 году, когда вышел «Спаун», компьютерные эффекты еще не достигли сегодняшнего уровня развития – как результат, амбициозная задумка, неплохо смотревшаяся в виде комикса, обрела на киноэкране довольно жалкий вид. Адская битва Симмонса с исполинским рогатым демоном выглядит как прохождение финального уровня плохо нарисованной компьютерной игры, и смотреть на все это с высоты протекших лет довольно мучительно. Впрочем, франшизу то и дело обещают перезапустить, так что, возможно, спауновская преисподняя еще получит достойный апгрейд.
Герой Робина Уильмса Крис спускается с небес в ад: после его гибели в автокатастрофе любимая супруга с горя наложила на себя руки, и теперь он хочет воссоединиться с ней, попытавшись переправить Энни в рай. В царстве теней многое, как в книге Данте Алигьери: есть река Стикс, «круг огня», «круг воды», хотя присутствуют и довольно неожиданные вещи вроде полей, вымощенных человеческими лицами. Но настоящее пекло еще впереди: в итоге протагонист видит домик, а в нем свою жену Энни, которая не помнит ни его, ни своей прошлой жизни… Многие считают экранизацию романа Ричарда Мэтисона «Куда приводят мечты» глупым и поверхностным фильмом, но в любом случае это отличная иллюстрация к известным словам о том, что ад у каждого свой.
Сюжет повествует о том, как кучка студентов при помощи пары спутниковых тарелок и собранного из запчастей от Playstation устройства телепортации, открывают портал в ад, в который сразу же их и засасывает. Ад, в представлении киношников, выглядит как тематический аттракцион с разряженными в лохмотья фриками, файер-шоу и надписями на латинском тут и там.
По ощущениям «Они нашли Ад» напоминает поздние сиквелы «Восставшего из Ада», когда приглашенные со стороны ноунейм-режиссеры вместо развития сюжета закидывали зрителя сюрреалистическими образами и галлюцинациями картонных персонажей. В этом фильме хороша не только идея, но и ее реализация. Ад здесь представлен безумным полотном, сотканным из обрывков человеческих ночных кошмаров. Его пространство хаотично, пестро, не поддается никакой закономерности. Здесь можно увидеть и развалины советского Чернобыля, и туманный лес, и заброшенный католический храм, и жуткую комнату с повешенными. Картина сумбурно меняется, не оставляя зрителю шанса понять, что же происходит. В этом и есть суть Ада. Его не может постигнуть человеческий разум. Также очень порадовало наличие сцены, взятой из» Божественной комедии» Данте, — лес, состоящий из тел грешников.
Во время поездки может случиться всякое. В лучшем случае путешественники попадают в непогоду и прячутся от нее в уютном отеле. А что же будет в худшем? Тогда они окажутся в земном аду. Среди демонов человеку невозможно выжить, особенно если его душа обременена грехами. Даже покаяние не способно спасти людей от огненного пламени апокалипсиса. И тогда им остается взять в руки камеру и снимать все ужасы потустороннего мира. Представив зрителям приятных героинь, поместив их в дивный антураж старого города и приправив действие уклоном в библейский мистицизм, режиссеры сняли притягательную историю, представляющую вполне жизнеспособную версию Конца света. Неизвестно, когда он наступит на самом деле, но «Иерусалим» пытается пробудить в нас тревогу. И это у него получается весьма неплохо.