Во все времена человечество, ведомое страхом и любопытством, отчаянно стремилось познать непознаваемое. Невозможность выполнения этой задачи, заложенная в самом её условии, с лихвой компенсировалась полетом фантазии, интуитивными догадками и мистическими прозрениями. Так появилось мифотворчество – универсальное средство перекодировки мира, дающее ответ на любой вопрос при помощи неоднозначных символов. А вместе с ним и художественные произведения, которые эти мифы фиксировали.
«Мистика есть реализм, ощущение реальностей, слияние с реальностями…», – сказал известный русский философ Николай Бердяев. «Знаешь, здесь грозы совсем не слышно, поэтому бояться неинтересно. Я лучше пойду и снова побоюсь на чердаке…», – заметил котенок по имени Гав.
В две эти цитаты легко умещается сакральный смысл всех страшных историй
и городских легенд. Только острые и неожиданные переживания позволяют
человеку отвлечься от привычных декораций и ярче воспринимать
окружающее. Потому-то всё страшное и неизвестное так притягательно, а
умелые мифотворцы всегда востребованы публикой. Сказки Гофмана, новеллы
По, романы Лавкрафта и Майринка, Гоголя и Булгакова приобретают новых и
новых поклонников, помогая читателям взломать устоявшиеся парадигмы ума и
за вымышленным увидеть настоящее.
С развитием цивилизации развивались и мифы, лишь укрепляясь в своих
позициях. И сегодня окутанные ореолом таинственности легенды продолжают
прорастать из многократно пересказанных в городской суете реальных
историй. Убивший взглянувшую на него школьницу «флюгер смерти» на одной
из московских школ. Кипящее подземное озеро под самым центром Москвы.
Квартиры и целые дома с привидениями на месте старых кладбищ.
Легендарная тень удавившегося сантехника над Манежем, исчезнувшая после
пожара и реконструкции площади. Призрак замурованного в котловане
гастарбайтера. Всевозможные «места силы». Странные лица и образы,
неожиданно появляющиеся на фотографиях. Являющиеся во сне покойники,
предупреждающие о грядущих неприятностях. Тревожные предчувствия,
спасающие людей от катастроф. Страшные существа, живущие в канализации.
Памятники, которые помогают студентам сдавать экзамены, и цветы с могил
святых, помогающие исполнению желаний. Полтергейст, наконец.
Воспринимаете вы это серьезно или нет, любопытство все равно берет верх.
А вдруг – правда?
Многочисленные городские мифы передаются из уст в уста, попадают на
страницы газет и журналов, а самые любопытные из них ложатся в основу
романов современных авторов. Литературные критики столбенеют от
невозможности применения к таким книгам рационального подхода, а
читатели знай себе читают. Как ни крути, но в литературной мистике
впечатление важнее объяснения, ведь именно в иррациональности
происходящего заключена его особая красота и притягательность. И на
смену литературным классикам от мистики продолжают приходить новые
приверженцы потустороннего.
Один из таких новейших мифотворцев – писатель и специалист по восточным
медицинским практикам Татьяна Корсакова – блестяще обыгрывает
архетипические образы в рамках современных реалий. К примеру,
центральной темой её романа «Третий ключ» стала легенда об «ожившей»
статуе (привет «Медному всаднику», «Дон Жуану» и многим другим). А в
книге «Пепел Феникса» Корсакова поднимает мотив поиска вечной молодости и
неизбежной расплаты за этот подарок, также не теряющий актуальности из
века в век.
По сути, любая книга создает другую, параллельную реальность, даже если
она и очень похожа на нашу. Так почему бы не добавить этой реальности
немного мистического «перца»?
Мистические «страшные истории» нарушают будничное спокойствие нашего
ума, заставляя мозг работать в непривычно интенсивном темпе, чтобы как
можно скорее понять, обработать и усвоить информацию о совершенно новых
явлениях, зачастую грубо разрушающих выстроенную нами модель окружающего
мира.
Мистика – это загадочные и необъяснимые явления, которые в будущем
могут перестать быть таковыми. Но как бы далеко ни шагала наука, наше
существование по-прежнему остается полным загадок и неразрешимых
вопросов. И это прекрасно! Взгляд человека должен быть всегда направлен
вперед, к дальним горизонтам, к новым вопросам и ответам, которые он
может найти. К тому, что пока остается за гранью познания.
Сотрись эта грань, и мы бы навсегда лишились способности мечтать и
менять мир. Без мистической составляющей жизнь стала бы смертельно
скучна. Но пока висит над миром занавес, отделяющий потустороннее от
посюстороннего, пока живет в человеке жажда чуда, будут рождаться новые
мифы, и новые сказители увековечат их в своих книгах для потомков.