Мало кто знает, что режиссёр Тим Бёртон ещё и отлично рисует. Его скетчи нередко соревнуются в мрачности с его же фильмами, но рисункам не занимать яркости образов и узнаваемости персонажей.
С детства Бёртон увлекался фантастикой и фильмами ужасов, мечтал управлять резиновым Годзиллой из японского кино и вскоре начал создавать собственные кукольные фильмы. Многие из них не сохранились.
Кадр из первого «Франкенвини» (1984)
Скетчи к «Франкенвини»
Тим Бёртон учился на аниматора в Калифорнийском институте искусств, писал, рисовал, занимался фотографией. Его карьера началась на студии Уолта Диснея — Бёртон выступал в качестве дизайнера персонажей, аниматора, художника‑мультипликатора. Он работал над лентами «Властелин колец» (1978), «Лис и охотничий пёс» (1981), «Чёрный котёл» (1985), «Трон» (1982). Свою работу на студии Бёртон впоследствии сравнил со службой в вооружённых силах (хотя никогда в армии не служил).
В силу мрачности и характерных кукольных персонажей «Кошмар перед Рождеством» приписывают Тиму Бёртону. Однако мастер выступил здесь как продюсер и сценарист — в основу истории легло одно из ранних стихотворений режиссёра.
Картина выполнена при помощи пера, маркера и размывки на бумаге (1982)
В 1997 году в свет выходит книга Бёртона «Унылая Смерть Мальчика‑Устрицы» с его иллюстрациями.
The Melancholy Death of Oyster Boy & Other Stories (1997)
Mummy Boy, The Melancholy Death of Oyster Boy and Other Stories (1982–1984)
Рисунок выполнен акварелью, при помощи пера и цветных карандашей
В ноябре 2009 года в Музее современных искусств в Нью‑Йорке прошла выставка его работ — рисунков, ретроспективных картин, кукольных персонажей и других элементов, использованных Бёртоном в фильмах, включая отрывки неосуществлённых проектов.
В том же году в свет вышла книга рисунков и эскизов автора — «The Art of Tim Burton».
Скетчбук Тима Бёртона (1979–2012)
Исследователи отмечают, что на творчество Тима Бёртона в разные жизненные периоды большое влияние оказывали его женщины. Джули Хиксон помогала режиссёру с набросками сценария для «Бэтмена», с фотографом Леной Гейске Бёртон состоял в браке, а где‑то с 1992 года начинается так называемый период Лизы Мари, модели и актрисы. Сегодняшнюю его спутницу, актрису Хелену Бонем Картер можно нередко увидеть в фильмах режиссёра.
Хелена Бонем Картер: Я никогда не знаю, буду ли я в очередном фильме Тима. Чаще всего он говорит: «Тебе придётся играть, потому что — смотри! — я нарисовал тебя». В случае с Красной Королевой он продемонстрировал рисунок очень злой, краснолицей, огромноголовой королевы. С моими бровями.
Красная Королева, скетч
Тим Бёртон известен тем, что часто сотрудничает с одними и теми же людьми в разных проектах. К списку постоянных коллег можно причислить, например, композитора Дэнни Элфмана и, конечно, актёра Джонни Деппа. Их сотрудничество началось с фильма «Эдвард руки‑ножницы» в 1990 году.
Набросок к «Эдварду руки‑ножницы»
По мнению Джонни Деппа, «Тим — идеальный конспиратор, когда сражается со студиями». Это один из комментариев к артбуку Тима Бёртона, в которых друзья и близкие режиссёра отзываются о его творчестве.
Хелена Бонем Картер: Пятилетний сын Тима и он любят оба рисовать монстров. Иногда мне сложно понять, кто что нарисовал. И это комплимент им обоим.
Йен Маккиннон, мастер спецэффектов, аниматор: Вы ошибаетесь, если думаете, что некоторые из грубых эскизов Тима являются элементарными или наивными, поскольку они содержат важную информацию, демонстрируют большую утончённость и ошеломляющее видение. Во время его ежедневных посещений нашей мастерской Тим сделал бы свои сумасшедшие небольшие эскизы инопланетных захватчиков. Реальная сила в художественных работах Тима — его оценка формы с преувеличенными пропорциями. Несколькими простыми линиями ручкой он создаёт смелые силуэты.
Кроме того, в своё время Бёртон пробует свои силы в режиссуре музыкальных роликов и выступает в качестве клипмейкера песни “Bones” группы The Killers. Но это уже совсем другая история.